Показательна история двух кольчугинских заводов – имени Орджоникидзе и «Электрокабеля». В октябре 1941 года, когда враг подходил к Москве, их решили эвакуировать. Вместе с рабочими. Настолько ценными были производства. По данным кольчугинского краеведа Валерия Реброва, на восток вместе с оборудованием уехали более 4 тысяч специалистов, получивших бронь от мобилизации, хотя все они — в основном молодые, здоровые мужчины - хотели пойти на фронт. Но остались, потому что были нужнее здесь. И работали так, что даже их воевавшие ровесники назвали это подвигом и «половиной Победы».
В Челябинской области работники Теченской наждачной фабрики имели бронь от призыва на фронт, как пишет другой краевед - Владимир Устюжанин.
Но не только профессиональные историки хранят воспоминания о трудовых подвигах. Для многих, как и для Рамиля Лукманова, это семейные истории.
«В Великой Отечественной войне воевал мой двоюродный дед Михаил Николаев, - пишет Фёдор Николаев. - Он погиб в 1942-м. А дед Фёдор, в честь которого меня назвали, получил бронь. Бабушка рассказывала, что он рвался на фронт, но дед был уникальным столяром-краснодеревщиком. Его оставили на оборонном заводе делать формы для болванок под снаряды».
Так почему важно делать то, что ты умеешь лучше всего, и не заниматься самодеятельностью там, где ты некомпетентен?
Потому что никому не нужна плохо сделанная работа. А на критично важных участках допускать это просто опасно.
Например, я — журналист, который этому учился, с большим опытом и любовью к профессии. Но поставь меня, скажем, в столовую на позицию повара, я выдам такой суп, что люди бунт поднимут. А если профессионального танцора отправить автомобили собирать, кто-то захочет купить такую машину? А если речь идёт о более серьёзных вещах? Кого любой из вас предпочёл бы увидеть напарником — вчерашнего кондитера, музыканта, оператора линии на заводе или подготовленного бойца? По-моему, ответ очевиден.
Поймите правильно — важны все специалисты! И музыканты, и повара, и пекари, и токари, и инженеры, и журналисты... Но каждый на своём месте!
И я за то, чтобы беречь их. Особенно на производствах, от которых зависит вся наша жизнь. Квалифицированные кадры долго учить - и сложно, а то и невозможно заменить. Именно поэтому нужны законодательно закрепленные квоты на бронь ключевых сотрудников предприятий в случае ЧС. А пока ни один директор не знает, что будет с его производством, если эта гипотетическая ЧС наступит, и скольких квалифицированных специалистов он лишится. Заметим, это в условиях общей нехватки «синих воротничков» практически во всех отраслях!
Ситуация беспокойная не только для промышленников. По информации «Известий», в сентябре прошлого года депутат Госдумы Владимир Кошелев говорил о необходимости определить в наше время минимальный процент от штатной численности коллектива предприятий, который критически важен для сохранения объемов производства. При этом депутат оперировал данными времен Великой Отечественной войны, когда «бронированными» на предприятиях страны в среднем были до 25% работников — самых квалифицированных и ценных для производства.
Тогда некоторых специалистов на производство возвращали прямо с фронта! Например, герой интернет-проекта «Бессмертный цех» из Приморья Яков Качанов в годы Великой Отечественной войны работал на бондарном заводе в Имане (ныне – Дальнереченск) токарем по металлу 5-го разряда. В апреле 1942 года был призван в Красную Армию, но через месяц получил бронь от службы и был возвращён на тот же Иманский бондарный завод. Где геройски трудился. Потому что в тылу тоже было место подвигу.
У любого нормального человека даже вопроса о том, надо ли защищать Родину, никогда не возникнет. Надо. Это не требует рассуждений и доказательств.
Но разве кто-то может сказать, что труд в тылу не входит в понятие «защита Родины»? Стране всегда нужны силы для того, чтобы справляться с любыми проблемами. И эти силы ей всегда даёт промышленность, главная ценность которой даже в наше время — вовсе не технологии, а квалифицированные кадры.