14 октября 2023 в 15:50

Владимирские поисковики обнаружили останки без вести пропавшего летчика времен ВОВ

Возле деревни Угор Собинского района завершилась межрегиональная поисковая экспедиция «Герои неба». Основная фаза мероприятий длилась пять дней - с 5 по 9 октября. На месте крушения во время Великой Отечественной войны истребителя Ла-5 развернули операцию по поднятию фрагментов упавшего самолета и останков его пилота лейтенанта Мезина.

Уроженец Краснодарского края Василий Мезин в 1943 году окончил авиационную школу, после чего был направлен на курсы по совершенствованию летного мастерства во Владимирскую область. Аэродром «Ундол» был построен до начала Великой Отечественной войны в 21 километре юго-западнее Владимира на территории Собинского района между железнодорожными станциями Ундол и Колокша на пойменном заливном лугу около слияния рек Ворша и Клязьма южнее деревни Кузьмино. На аэродроме базировались достаточно много частей - от дальней авиации до высшей офицерской школы воздушного боя, слушателем которой и был лейтенант Мезин. Подготовка была серьезной, соответственно количество аварий и катастроф на этом аэродроме было выше, чем в других учебных частях РККА. Воздушные учебные бои проводились в том числе и с трофейной техникой.

Самолет потерпел катастрофу 23 сентября 1944 года в ходе учебно-боевого полета. Мезин потерял управление и с высоты 1500 метров упал на землю. Больше восьми лет ушло у владимирских поисковиков на то, чтобы локализовать место падения.

- На это поле искать место падения самолета мы вышли в 2015 году. Тогда же впервые обнаружили обломки, - рассказывает Евгений Агафонов, командир поискового отряда «Небо Родины» из города Владимира, который увлечен поисковой работой уже 20 лет. 

Будучи студентом, однажды поехал на вахту в Смоленскую область с отрядом «Гром» из Радужного. Говорит, что тогда о войне узнал больше, чем за 15 лет обучения в школе и институте. Эта поездка стала стимулом для создания двух отрядов в нашем регионе «Исток» и «Звезда», которые работают до сих пор. Когда Агафонов перешел на государственную службу, то организовал отряд «Небо Родины», специализацией стали именно авиационные катастрофы.

По словам собеседника, поиск лейтенанта Мезина растянулся на такой длительный срок по нескольким причинам. Во-первых, поле возделывается все годы после войны, то есть никогда не было заброшенным. Распашка за 80 лет «растащила» обломки самолета на сотни метров, что значительно увеличило площадь поиска. Во-вторых, поле засеивается, волонтеры могут работать в определенные короткие промежутки времени - октябрь-ноябрь или же апрель.

«Весной все зависело от уплотненности. Поле весной покрывается водой, фактически сюда невозможно зайти. Не сказать, что это были сложности, именно нюансы этого поиска. Поле очень ровное от природы, пойменное, его никто не ровнял. В свое время эту землю заливали воды Клязьмы каждую весну, поэтому здесь было удобно разместить аэродром. Здесь, где мы с вами стоим, когда-то было русло Клязьмы, сейчас она ушла на километр с лишним».

Что известно о падении самолета.

В акте расследования комиссии не указана причина падения истребителя. В документе значится, что самолет шел ровно, в момент перед посадкой прошел над аэродромом, а потом резко началось пикирование под углом примерно 45 градусов. Летчик успел перед падением сбросить фонарь, после чего машина врезалась в землю.

- В акте написано, что летчик сгорел, но мы предполагаем, что пожара в кабине не было, так как он быстро погрузился в землю. Взрыва тоже не было. Место пойменное, мягкий грунт… Он быстро погрузился в него, - предполагает Агафонов.

Поисковики ранее находили на этом поле фрагменты боеприпасов, так как самолет был полностью снаряжен боекомплектом. Еще волонтерам попадались элементы обшивки и мотора, лопастей, обвеса. Фрагменты находили на глубине ниже работы тракторного плуга.

Спрашиваем, почему сразу же не была проведена операция по извлечению самолета из земли.

- Аэродром был на военном положении до конца войны. Если большое количество людей с аэродрома отправлять на такие работы, соответственно сразу будет страдать боевая и учебная подготовка, это сулило серьезные неприятности командованию, - отвечает командир поискового отряда. - Плюс отсутствие определенной техники. Местные жители вспоминали (летчики жили в их домах), что на следующий день люди ходили к воронке, она уже была залита водой. Сейчас проведена мелиорация, насыпаны песчаные холмы вдоль Клязьмы, чтобы сюда не заливалась весной вода, место стало суше.

В двух километрах от места падения самолета Мезина в 2019 году провели операцию по поднятию еще одного самолета с останками летчика Матвея Телицына. Разница во времени гибели двух военных - примерно два месяца. Телицын разбился в июле, а Мезин - в сентябре. Агафонов отметил, что при поднятии самолета были заметны следы предыдущих попыток извлечения его из земли:

«Там была лопата, которая застряла в обломках, были сосновые доски засунуты, чтобы стенки не «схлопывались», но их сломал грунт. Однако на глубине четырех метров работы были остановлены, летчика тогда не вытащили. Попытки были, но в то время они вряд ли могли увенчаться успехом».

По истечении 75 лет останки летчика удалось достать фактически с 8-метровой глубины. Траурно-мемориальные мероприятия, посвященные захоронению младшего лейтенанта Телицына, прошли в ноябре того же года в селе Березово Шиловского района Рязанской области рядом с могилами родителей.

Что касается самолета, практически всю конструкцию вытащили - бензобаки, фрагменты крыльев, хвостовой части. Мотор так и не удалось поднять даже с помощью тяжелой техники - двигатель остался лежать на глубине 11 метров.

В Собинском районе учебно-боевые вылеты проводились на самолетах Ла-5. Именно на этом истребителе модификации ФН с форсированным мотором вылетел на учебный бой со стрельбами Василий Мезин. Ла-5ФН не просто был на равных, даже превосходил на вертикали в воздушном бою немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109G (Gustav, «Густав»). К слову, в сентябре 1944 года, когда произошло крушение истребителя под управлением Мезина, на аэродроме «Ундол» находился будущий маршал авиации Иван Кожедуб, который осваивал Ла-7. Более 60 самолетов противника он сбил на машине Лавочкина.

Поисковые экспедиции объединяют регионы.

В октябрьской экспедиции приняли участие 150 добровольцев, среди них педагоги, школьники и студенты Владимира, Судогодского, Александровского, Муромского, Меленковского районов, представители следственного управления Следственного комитета Владимирской области, управления Социального фонда России в регионе, управления Федерального казначейства, Владимирской таможни, а также соседних областей. Члены команды организовали на месте поисков палаточный лагерь, где и жили во время экспедиции.

Участник поискового отряда «Память» из Смоленской области Алексей Жарынцев, несмотря на юный возраст, уже опытный поисковик. Сейчас парень учится в Муромцевском лесотехническом техникуме, на поисках летчиков он побывал впервые.

- Поисковая работа - это дело жизни, - говорит собеседник. - В первый раз на вахте я был в один год и месяц. Мой отец в команде поискового отряда «Память», а мать была командиром отряда из Вяземского района. Самая интересная находка - якорь посреди леса в центральной части Смоленской области. Рядом располагалась усадьба Грибоедова. Скорее всего, якорь туда попал во время войны и использовался в оснащении аэростатов для защиты Москвы.

Доцент кафедры финансового права и таможенной деятельности ВлГУ кандидат экономических наук Роман Стрельцов поделился впечатлениями:

«Мы с Евгением познакомились около трех лет назад, и с тех пор мы заинтересовались его работой. Периодически ходим на его презентации книг. В этот раз он пригласил нас поучаствовать в подъеме самолета. Мы собрали студентов 2-го, 3-го, 4-го и 5-го курсов, всего около 15 человек. Как волонтеры, участвуем в этом мероприятии».

По итогам пяти дней при проведении работ обнаружены части и агрегаты самолета Ла-5, а также останки пилота. Далее следует организация достойной церемонии захоронения. Василий Мезин не был женат, детей не было, две его племянницы проживают в Крыму, а уже их дети - в Москве. Родственники погибшего прислали его фотографии и воспоминания команде Агафонова. До недавнего времени семья не знала, где погиб лейтенант. Краснодарский край, где он родился, был под оккупацией до 1944 года, поэтому письма туда не доходили. Летом, уже после освобождения региона, семья военного перебралась в Крым. Осенью Василий погиб, «похоронка» пришла по старому месту жительства.

Поисковики говорят, что в их практике бывали случаи, когда приходилось замораживать работы. Например, в 2022 году в Щелковском районе поиск проводили также на пойменном лугу. Два летчика в самолете еще большего размера - Ил-2, который ушел на глубину 7-8 метров. Тогда волонтерам пришлось сделать паузу после «прохода» пяти метров: все залило водой. Необходимо было сделать из бревен так называемый стакан, то есть опалубку, и постепенно опускаться вместе с ним, чтобы грунт не плыл. Вот и в этот раз погодные условия внесли коррективы в ход экспедиции. Работы на месте катастрофы в ближайшее время будут продолжены.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
6 минут назад Комитету семей воинов Отечества во Владимирской области исполнилось два года
Первый заместитель губернатора Владимирской области Дмитрий Лызлов 21 ноября встретился с активом регионального отделения Комитета семей воинов Отечества. Во время мероприятия участники озвучили свои вопросы. Все обращен…
сегодня в 14:42 В Камешкове постепенно приводят в порядок изношенную дорожную инфраструктуру
В 2024 году по просьбам жителей города Камешково по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» ремонтировали дорожную инфраструктуру. Центральным событием стал капремонт путепровода над железной дорогой, соединяющего дв…