Фестиваль включает три встречи с авторами конкурсных фильмов, где будет возможность не просто посмотреть киноленты, но и принять участие в их обсуждении. Особенность фестиваля заключается в том, что конкурсную программу будут оценивать дети совместно с наставником – главным режиссером студии «Татармультфильм» Сергеем Киатровым. В первый же день юные члены жюры уже приступили к просмотру фильмов-конкурсантов.
Для первого фестиваля это будет 12 фильмов, в том числе несколько допремьерных показов. Главным событием киносмотра станут премьерные показы конкурсных фильмов в двух номинациях: «Анимационный фильм» и «Художественный фильм». Кроме того, зрители будут голосовать за понравившийся фильм, ведь на церемонии закрытия создателям самого любимого мультика будет вручен приз зрительских симпатий. Итоги подведут на церемонии закрытия.
Кино открытия фестиваля – короткометражная лента «Вовка». Режиссер картины Оксана Сташенко рассказала про съемочный процесс. По ее словам, в фильме главные действующие лица представлены в трех поколениях и это «абсолютно мужская картина». Женщина появляется в кадре лишь раз: перед иконой Богородицы.
– Моя любовь к городу Владимиру началась с момента приезда на фестиваль, который представлял взрослые фильмы. У меня не было никаких амбиций режиссерских, это мечта моего мужа. Когда в январе ко мне прилетела эта идея, я поняла, что не смогу жить дальше, если ее не реализую. Первое, что появилось, это имя героя, – Вовка. А где может жить Вовка? Только во Владимире, – считает Сташенко. – Плюс ко всему во Владимире у меня очень много творческих друзей. Владимирский «Киноцентр» – самый большой мой друг. Да, у меня не было материальной помощи. Но Владимирский «Киноцентр» всем своим составом, они пришли к администрации города, рассказали про идею, дали почитать сценарий. Нам дали разрешение снимать даже внутри Успенского собора, но мы специально не снимали «уроки по искусству». У нас ребенок заходит впервые в храм, поэтому взгляд на рублевские иконы прикован не как у взрослого, он еще не понимает, что это. Я не собиралась пропагандировать именно христианскую религию в нашем фильме, но во Владимире без этого просто невозможно. Я пыталась сказать, что любой ребенок нашей страны, любого вероисповедания может зайти в тот храм, чью религию он исповедует или его родители, – в синагогу, в мечеть, в дацан – и там было спокойно, тепло, безопасно.
Во время пресс-конференции актеры поделились с прессой главными целями фестиваля, своими любимыми детскими фильмами и планами на будущее. Елена Захарова рассказала о фильме под названием «Сокровища партизанского леса», в котором сыграла главную роль:
«Я играю маму двух детей, директора музея, который спасает сокровища музея, когда приходят фашисты в город. И мне помогают мои дети. Была очень интересная работа. Снимали в Касимове Рязанской области. Фильм нравится и взрослым, и детям. Настоящее семейное кино, несмотря на то, что оно про войну, оно доброе и настоящее».
Светлана Тома отметила, что мечтала бы сыграть главную или эпизодическую роль в детском кино:
«У меня есть мечта, пока она не сбылась, но надеюсь, что все-таки это произойдет, – сыграть, неважно, главную или эпизодическую роль, в фильме для детей. Фильмы для детей – это чрезвычайно ответственно. Для меня любимый детский фильм – «Дети капитана Гранта». Фильм, с которого началась мое киношное детство».
С тезисом про ответственность при создании детского кино согласна Катерина Шпица:
«Дети настолько чуткие, так тонко чувствуют любую фальшь. При том, что они очень чуткие к фальши, их, к сожалению, и обмануть достаточно просто. Не давая достаточно сильного культурного кода, легко их подвергнуть опасности быть соблазненными фильмами-однодневками, спекулирующими только на адреналиновых рецепторах».
Любимые фильмы актрисы – сказки Александра Роу. Еще во время проживания в Республике Коми, девушка нередко пересматривала фильм «Морозко», и представляла себя его героиней Настенькой. После переезда в Пермь, Шпице полюбился фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника». Катерина пожелала, чтобы у каждого региона нашей страны был свой детский фильм – визитная карточка.
Яна Поплавская часто является членом жюри кинофестивалей и конкурсов. Главным достижением она считает то, что на протяжении жизни работает с детьми: «Я их учу всему, что умею сама». Актриса сейчас занимается большим федеральным проектом, а также преподает литературу и русский язык.
– Чем роднит моя работа с фестивалем? Семейный просмотр – это все то же самое. Я учу детей вместе с родителями, – отметила Поплавская. – Дети должны смотреть качественное кино. Огромное количество взрослых фестивалей, и очень мало детских фестивалей. Я росла в любви, на шикарном кино. Я безумно люблю фильм «Золушка». Фильмы, в которые я была влюблена, конечно, «Дети капитана гранта» и «Два капитана».
Министр культуры Владимирской области Ольга Демина предложила проводить в регионе ретро-показы детских фильмов:
«Для меня стало феноменом, когда трехлетний внук (это уже было достаточно давно, сейчас он уже в школу ходит), знаете, от чего просто пришел в неописуемый восторг? Это фильм 1964 года «Бобик в гостях у Барбоса». Как он смотрит фильмы про летние каникулы, пионерские лагеря, и он мне задает кучу вопросов. Я вдруг понимаю, что в моем детстве было столько всего, что непонятно сейчас моему внуку. У нас сейчас нет ретро-показов, открытых, общедоступных и массовых. Именно здесь теряется ниточка, которая нас постоянно связывает. Ребенок сейчас по сути живет жизнью взрослого с самого начала, ведь иногда на него нужно посмотреть как на обыкновенного человека со своими проблемами, желаниями, удачами и неудачами. Когда он будет видеть на экране своих сверстников, он будет лучше видеть и понимать, куда ему идти. Ничего нового в этой жизни нет. Всегда будет вопрос: что такое хорошо, а что плохо?»
Все же главная идея фестиваля в том, чтобы детские мечты, благодаря родителям, становились явью. Эту мысль очень ярко подчеркивает главный трофей, автором которого стал заслуженный художник России, член Союза художников РФ Игорь Черноглазов. Статуэтка смотрящего в небо и мечтающего Маленького принца, пришедшего к нам из произведений Экзюпери, это символ фестиваля. “Что может быть крепче и теплее, чем семья? Что может быть эфемернее и, одновременно, более земным, чем фигурка маленького человечка, мечтающего о будущем? Он поднимает глаза в небо и грезит о счастье. И мы мечтаем”, подытожили организаторы.