В соседнем селе Ваулово нас встретил староста деревни Кашино Александр Таскин. Мужчина обычно передвигается на внедорожнике, иначе подъехать к дому ему было бы весьма затруднительно. Населенный пункт расположен в 30 километрах на юго-запад от центра поселения - поселка Раздолье и в 36 километрах на юг от райцентра - города Кольчугино. Фактически – самая крайняя деревня в Кольчугинском направлении, дальше – граница Петушинского района.
Наша экскурсия по местным «достопримечательностям» стартует с демонстрации… больших бетонных коробов посреди равнины. Уже больше шести лет эти объекты встречают гостей деревни.
– Здесь течет речка. Бетонные короба [закопаны в грунте для укрепления] разрушаются, их меняют со временем. Старые короба лежат рядом, их никуда никто не увез, – объясняет Таскин и добавляет, что трудности с дорогами начинаются тоже с этой точки. – Перед местом, где лежит большой короб, – получается провал, через 10 метров, где короб кончается, – опять провал. В местах, где дорога идет под углом, она хорошая, потому что вода стекает. А где вода стоит, то там песок вымывается, и получается промой.
Далее мы едем по неплохой грунтовой дороге, которую в свое время сделали владельцы СНТ «Русь», до того момента – никакого подъезда к населенному пункту не было.
– У меня есть видео, как я ездил сюда на УАЗе. Иногда были моменты, когда был еще колхоз, я ездил «по пояс» в этой глине, и меня трактор вытаскивал, потому что проехать было невозможно. А они [владельцы СНТ] сделали дорогу за свой счет, и только в 2015 году ее приняли на баланс. Это единственный въезд в деревню, – комментирует наш водитель.
«Балет» на улице.
Начинаем объезд деревни со Второй улицы – так проехать быстрее, чем через Первую. Да, улицы здесь названы просто по номерам. Причем расположены они немного хаотично и разбросаны по большой площади. Так случилось по простой причине. В конце XIX – начале XX века на месте нынешней деревни Кашино существовали деревни Федяево, Анцифорово (Анциферово), Акаспиково, располагавшиеся с севера на юг. В 1965 году деревни Анциферово, Акаспиково, Кашино и Федяево Вауловского сельсовета были объединены в деревню Кашино. Этот факт теперь усложняет и делает дороже ремонт дорог.
За счет администрации района в 2021 году был отремонтирован участок автомобильной дороги от Ваулово до Кашино протяженностью 620 метров. В 2022 году благодаря субсидии из дорожного фонда Владимирской области отремонтировали щебеночное покрытие по улице Пятой на сумму 2,6 млн рублей. Также жители за свой счет сделали дороги на Первой и Третьей улицах.
– На Первую потратили – 500 тысяч рублей, а на Третью – 700 тысяч. Здесь было все окювечено, завезли песок, затем сравняли его, на него сложили щебенку, причем делали все своими силами, – конкретизирует работы на улице Третьей наш собеседник. – Даже есть фотография, где мы стоим с вилами, лопатами и граблями. Здесь тоже никогда не было дороги. Болото было.
Объединяет вышеуказанные улицы – Четвертая улица. Дорога здесь не укреплена щебнем, и во время ливней превращается в месиво. А еще колеи «нарежут» электрики на больших машинах, которые приезжают обслуживать сети. Жители вынуждены проезжать через поле, вдоль которого проходит дорога. Однако поле находится в частной собственности. Хозяин земельных участков выставил их на продажу, сейчас там ничего не выращивают. Частники из соседнего населенного пункта скашивают на поле траву, и продают ее на сено. С ними у автомобилистов тоже случаются конфликты. Жители опасаются, что если эти земли выкупят другие люди, то могут и вовсе огородить единственный вариант заезда в дни дождей.
– Два дня пройдет дождь, и начинается «балет». Между Первой и Третьей – сплошная глина. Если не полноприводное авто, то все… Корень проблемы в том, что администрация не определила границы дороги по улице Четвертой, которая соединяет все наши три улицы – Пятую, Третью и Первую, – объясняет Михаил Орлов, житель Пятой улицы, который живет в деревне и зимой. – К дорожникам мы обращаемся, а они говорят, что не могут начать работы из-за того, что нет границ. Куда сыпать щебенку, даже если она есть?
С улицы Четвертой съезжаем на Третью, там нас уже ожидают местные жители и дачники, чтобы рассказать о наболевшем и поделиться проблемами, которые затрудняют их быт. По итогам Всероссийской переписи населения 2020 года в деревне проживает девять человек. Но на самом деле немало дачников живут здесь с начала весны до конца осени (более 60 домовладений по словам старосты), и люди нуждаются в инфраструктуре.
Вытекающие проблемы из-за отсутствия дороги.
Оксана Баткина - одна из дачниц, пожаловалась на последствия бездорожья для вызова экстренных служб:
Был случай около пяти лет назад. Весной я приехала сюда на дачу, у одной местной жительницы давление подскочило, больше 220. Мы вызвали скорую. Хорошо мой муж здесь был в это время, потому что скорая доехала до «Руси» и остановилась. Муж сел в машину, доехал до врача, привез ее. Она осмотрела и сказала, что нужна госпитализация. Хорошо, что мой муж был, а если бы нет? Она бы умерла. «Пожарка» не проедет, если что-то случится.
Сейчас на попечении Оксаны 90-летняя родственница, и женщина крайне обеспокоена опасной дорогой.
Ирина Алексеева живет в Кашино с детства, это про ее маму рассказала дачница. Ирина сетует на отсутствие мусорных баков и службы по вывозу ТБО:
- Я вот здесь живу, и у меня нет авто. Мне приходится просить любого, чтобы с этим мусором помочь. Когда наступает осень, там даже пешком пройти нереально, не то что на транспорте проехать… Весной то же самое. Я здесь живу и коплю всю зиму мусор. Уже даже не знаю, куда складывать его, чтобы потом мне чужой человек его вывез. Все проблемы из-за дороги! Здесь красивые места, свежий воздух, грибы ягоды, но из-за отсутствия инфраструктуры деревня вымирает.
Оказывается, деревню обслуживал кольчугинский оператор, мусорщики на тракторах проезжали по каждой улице и собирали отходы. А три года назад свои услуги предложила более крупная компания. При этом они не заезжали в саму деревню, так как банально не могли преодолеть дорогу во время дождя на своей неприспособленной спецтехнике. Было решено установить на въезде площадку для мусорных баков, но контейнеры там так и не появились.
– В итоге они приехали раза три в мае, и выставили всем жителям счет по 200 с лишним рублей за каждый приезд. Народ взбунтовался. Мы отказались от их услуг. Опять же до последнего дома три километра, а площадку разместили на въезде. Теперь площадку без баков называют памятником, – отметил Таскин.
Еще одна вытекающая из-за плохой дороги проблема – отдаленность продуктового магазина. Ближайший – в пяти километрах, в Ваулово. Раньше в Кашино приезжала автолавка. Староста всегда был на связи с продавцом и информировал ее в случае «непроездной» дороги. Но выручка была слишком маленькая, а автомобиль мог запросто увязнуть в грязи в непогоду, поэтому магазин «на колесах» больше не приезжает в деревню.
Спрашиваем, как обстоят дела с расчисткой от снега зимой. Как рассказал Михаил Орлов, обычно трактор из Пантелеево приезжает по вторникам, а дачники и в холода любят отдыхать в Кашино. Приезжают они в основном в пятницу, и все дороги уже заметены. Поэтому чаще Михаил на своем УАЗе «пробивает» разъезды для соседей, чтобы они могли проехать. К слову, когда начинаются сильные метели, порой по целой неделе не бывает электричества.
Что ответили в районной администрации?
В администрации Кольчугинского района прокомментировали ситуацию с автомобильной дорогой. По словам представителя местного самоуправления, все дорожные работы в границах района производятся за счет средств дорожного фонда, основным источником формирования которого является транспортный налог. В Раздольевском сельском поселении, куда входит Кашино, числится 885 налогоплательщиков транспортного налога. Его сумма за 2022 год составила 3,7 млн рублей, в установленный же срок было оплачено 94%. Из областного дорожного фонда Владимирской области в 2024 году правительство выделило району субсидию в сумме 21 млн рублей, плюс предоставлено софинансирование из местного бюджета на эти цели в размере 8,2 млн рублей. В этому году стоимость ремонта автомобильных дорог в Раздольевском сельском поселении составила 10 млн рублей, при этом план был рассчитан на 18 млн. Кроме того, за счет средств дорожного фонда ежегодно содержат дороги в летний и зимний периоды.
Ремонт дороги на улице Четвертой обойдется примерно в миллион рублей по актуальному расчету специалистов. В районной администрации нам ответили, что ремонт этого участка дороги в перспективный план поставили. Жителям также предлагают поучаствовать в программе софинансирования «30 на 70»: они могут собрать в качестве добровольных пожертвований на проекты в сфере благоустройства и инфраструктурного развития своих населенных пунктов 30 процентов от необходимой суммы, а остальную часть доплатит регион. К слову, ранее такая программа предусматривала сбор «50 на 50». В других населенных пунктах района благодаря активному участию в программе жители уже благоустроили детские площадки, очистили водоемы, провели освещение, ликвидировали аварийные деревья, установили беседки, лавочки и многое другое.