Главному режиссеру Владимирского театра кукол, заслуженному артисту России Владимиру Миодушевскому - 65 лет. Его юбилейный творческий вечер был прощальным: главный кукольник уезжает из Владимира.
Первая роль и первая постановка
- Режиссурой занимаюсь 35 лет. Первая постановка была в 1977 году, где я выступал одновременно режиссером, автором пьесы и художником. Это был «Хитроумный солдат» во Владимирском областном театре кукол. После этого работал в Уфе, Иванове, Нижнем Новгороде, Магадане. Потом через 15 лет меня нашли. Вспомнили, что хорошо шел спектакль. Пригласили во Владимирский театр кукол главным режиссером. Было собрание, меня выбирали голосованием…
К режиссерству я пришел через актерство и драматургию. Моей первой была роль волшебника-факира в сказке Гауфа «Калиф-аист». Потом в «Коньке-горбунке» играл роль.
Я всю жизнь мечтал стать художником. После художественной школы хотел подавать документы в Горьковское художественное училище. Семья усадила меня за круглый стол, и дядья, начальники цехов ГАЗа, сказали: «Володя, и какая у тебя будет профессия, когда ты закончишь это училище? Педагог по черчению и рисованию? Это несерьезно! Лучше иди в автомеханический техникум, потом в университет поступишь, а после будешь начальником». И я окончил автомеханический техникум, поступил на экономический факультет, но в это время стал ходить в народный театр. Один из педагогов сказал: «Поезжай в Щукинское училище, ты сможешь поступить». Я поступил в Горьковское театральное училище, но учебу в университете не бросил. Параллельно работал в двух местах, деньги зарабатывал. А заработал язву желудка. В армию меня не взяли. Потом учился еще и в Литературном институте.
Город-тезка
Когда впервые попал с постановкой во Владимирский театр кукол, то сказал жене Ирине: «Пройдет время, я буду работать здесь главным режиссером». Она посмеялась. Но ведь так и случилось.
Мой ангел-хранитель - равноапостольный князь Владимир. Я влюбился в город-тезку, здание театра кукол, труппа мне понравилась. Подружился со многими художниками. Был удивлен, что в таком небольшом городе - такие художники! Валерий Егоров, Ким Бритов, Владимир Юкин, Валерий Кокурин, Валерий Рузин… Они меня спрашивали: «Когда сам начнешь рисовать?». И я начал рисовать в 57 лет - иллюстрации к своим книгам. Попробовал карандашом, тушью ‑ не шло. А в пастели ‑ получилось. Художники говорят: «У тебя все неправильно. Но впечатляет». Ким Бритов сказал: «Володька, ты знаешь, если бы я для тебя нарисовал, то все бы испортил. А в тебе есть детскость, у тебя получается».
«Здесь чудо рождается
с третьим звонком»
В театре я поставил 45 спектаклей. К каждому Новому году ‑ новый. Написал 28 пьес. Владимир ‑ столица Древней Руси, и я хотел, чтобы он был театром русской сказки и легенды. И если посмотреть репертуар, то такое соответствие есть. Меня это радует. Например, новый премьерный спектакль «Град Лебединец» по сказанию о невидимом граде Китеже. Я - выпускник школы с высокой техникой владения куклами. Многие актеры владимирского театра той же школы. Мне сразу удалось найти с ними общий язык. И с куклами тоже. Ведь именно в них живет энергетика художника. Мы сделали комнату отдыха кукол, где они релаксируют после спектакля. Со многими разговариваю. Любимая моя кукла ‑ мудрый китаец.
Надо становиться на цыпочки
Дети видят во мне сказочника-волшебника и всегда принимают. Не надо сюсюкать с ними. Надо общаться на равных. Мы считаем, когда мы разговариваем с детьми, надо нагибаться, присаживаться на корточки. Нет, до них надо тянуться, становиться на цыпочки, чтобы дойти до их понятия!
Почему у ребенка длиннее день? Потому что ему все интересно. Чем и отличаются люди творческие. В них сохраняется ребенок, им интересно и любопытно все. Они замечает то, что не замечают другие, и этим делятся с другими. В этом и есть зерно таланта.
Я всегда мечтал работать для детей. Со сцены нужно нести им любовь к человеку, к природе, к Родине. Когда в 90-е годы я послал спектакль «Левша» в Минкульт, пришла рецензия - пьеса написана профессионально, но это-то и плохо. Поскольку она пронизана великодержавным шовинизмом, русофильством. А я не могу понять ‑ почему грузины счастливы, что они грузины, армяне - что они армяне? А мы почему извиняемся, что мы русские? Потом мой «Левша» стал лауреатом Всероссийского фестиваля.
«Живут во мне воспоминания»
В детстве я любил лепить фигурки. Использовал иногда даже флаконы из-под духов. Бабушка, прабабушка, мама ‑ им дарили несметное количество флаконов. Я выносил фигурки во двор и на столе, где играли в домино, устраивал представление. В солдатики я играл даже тогда, когда уже учился в техникуме. Придумывал истории. Смотрю на какую-то трещину, представляю, что это ущелье. Вижу муху, а кажется, ползет крылатый человек. У меня до сих пор фантазия сохранилась. Поэтому мне легко сочинять стихи. У меня было прекрасное детство. И если мне плохо, я сразу вспоминаю, как хорошо было в детстве.
Мы жили в коммуналке. 25-метровая комната, разделенная фанерной перегородкой. Там ‑ родители, здесь ‑ я. Собирались родственники. У прабабушки было семеро детей, и на праздники собиралась вся семья, человек двадцать. Она считала, что невозможно сесть за стол без гостя. У нас постоянно столовались какие-то старушки. На те копейки, которые были, она делала котлеты и всех кормила. Мне нравилось, когда собиралось много народа. Все пели песни, рассказывали смешные истории, танцевали, переодевались, устраивая карнавалы… Сам я пою и играю на гитаре.
Судьба подарила мне массу интересных встреч. Например, целый вечер меня угощал в ресторане Дома кино знаменитый кинорежиссер Отар Иосилиани. Владимир Высоцкий меня провожал на Таганку. С Андреем Тарковским мы четыре часа разговаривали, пока он ждал в ТЮЗе начала встречи. С Вадимом Козиным я в Магадане просидел несколько часов ‑ он мне пел и рассказывал о себе.
«Мы за ширмой,
наше дело - не парад»
Расставаться с владимирским театром очень тяжело. Повезло с коллективом. Очень редко бывает, когда театр - семья. У нас ‑ настоящая семья. Мне нравится, что есть ребята ‑ Алексей Ложкин, Сергей Ерофеев, которые хотят заниматься режиссурой. Есть кому продолжить дело. Мне ‑ 65 лет, и подошла пора, когда хочется быть рядом с дочерью. Больше буду уделять написанию и рисованию. С театром не прощаюсь, буду на разовые постановки и консультации приезжать.
О чем мечтаю? Если это осуществится, то вы услышите обо мне в мировом масштабе. Связана моя мечта с миром театра, куклами. О возрасте не думаю. Вспоминаются слова барда Юрия Кукина: «30 лет ‑ это возраст свершений. 50 ‑ это так же, как 20, ну а 70 ‑ это как десять». Все еще впереди!
Как я снимался
в кино
Два раза мне удалось сняться в кино. В прошлом году снялся в сериале «Возвращение Сандры». Снимали в Суздале. Ассистент говорит: «Хотите сняться? Я вам позвоню». Звонит: «Вас утвердили на роль сторожа». Я говорю: «А текст где?». - «Текст в театре драмы, на вахте». А я с трудом уже ходил. Звоню: «Текст небольшой, пришлите эсэмэсками». Я в темноте, чтоб жене не мешать, свет не включать, учил слова по этим эсэмэскам. Утром за мной прислали «Мерседес». Обговорили: у нас оплата от двух до пяти тысяч рублей. Мол, поскольку вы - заслуженный артист, заплатим 3 тысячи. Гример посмотрел, говорит: давайте режиссера сюда. «У вас прописан в сценарии алкоголик, а как я буду из него алкоголика-то делать?» Режиссер посмотрел, говорит: «Ну пусть будет сторож ‑ сказочник».
Там у меня были слова: «спасибо не выпьешь». А я сказал: «из спасибо шубы не сошьешь». Снимался с Татьяной Арнтгольц в Татьянин день. Отснялся, аплодисменты, спасибо. Идет помреж с ведомостью расписаться, и в руках у него пятитысячная. Слушайте, у меня сдачи-то нет ‑ говорю. И слышу: «Режиссер сказал, чтобы вам заплатили по высшему разряду»…
Истина рождается не в споре, а в любви. Мне хочется, чтобы все, что бы я ни делал, происходило под знаком любви. Любовь к семье, к театру. Любовь к Родине, о которой мы стали забывать, на самом деле ею надо восхищаться и желать процветания. Так что я хочу пожелать жителям Владимира не терять бодрости в любых ситуациях.