Союзник
в беде
Будь я кинорежиссером, я бы начал эту историю с документальной хроники. Голос за кадром на фоне съемок наших фронтовых операторов:
«Весна 1944 года. Советская армия успешно наступает на запад. Но до конца войны еще целый год. Еще миллионы жизней советских солдат будут отданы за эту победу. Почти три года наша страна практически в одиночку сражается с Гитлером. Обещанный союзниками Второй фронт на Западе ‑ высадка в Нормандии ‑ будет еще только через несколько месяцев. Правда, союзники уже в Италии, они вывели эту страну из войны. Но настоящим «вторым фронтом» - и по ожесточенности боев, и по важности для дальнейшего советского наступления на Балканы ‑ являются операции Народно-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Тито.
НОАЮ, численность которой составляет до 150 тысяч бойцов, - главный противник немцев на юге Европы. Немцы оценивают ее как «чрезвычайно эффективную, оснащенную тяжелым вооружением, с хорошим командованием». Командующий германскими войсками на этом театре военных действий Максимилиан фон Вейхс не может разбить Тито. Гитлер отдает приказ о физическом устранении югославского маршала».
Теперь - кабинет Сталина. Там двое: Верховный и командующий авиацией дальнего действия (АДД) генерал-полковник авиации Александр Голованов (по данным немецкой разведки ‑ особо доверенное лицо Сталина).
- Товарищ Голованов, нам стало известно, что немцы готовят операцию по захвату и ликвидации товарища Тито в горах Югославии. Югославские части в районе Дрвара могут не сдержать удара. Поручаю Вам подготовить операцию по эвакуации товарища Тито и его штаба в более безопасное место. Подберите надежные экипажи, самых лучших летчиков.
- Слушаюсь, товарищ Сталин! У нас есть такие летчики!
...Первым делом ‑ самолеты
Сцена на аэродроме в Бари, Италия. Май 1944 года. Здесь базируются несколько наших экипажей. Они ‑ тонкая ниточка связи между штабом НОАЮ, советской военной миссии с Большой землей. Летчики тоскуют по родине:
- Эх, ребята, как сейчас красиво дома, в Вязниках, - вздыхает их командир майор Саша Шорников. - Вишня в цвету, домов из-за деревьев не видно. Клязьма разлилась...
В помещение заходит нарочный:
- Шорникову ‑ срочное радио от командующего!
Голос за кадром на фоне съемок советских фронтовых операторов: «Александру Сергеевичу Шорникову весной 1944 года ‑ 31 год. Он родился в Вязниках на Клязьме в рабочей семье. После окончания Тамбовской авиашколы пилотов Гражданского воздушного флота летал в Грузинском управлении ГВФ. Обладает огромным опытом полетов в горных условиях, в том числе и ночью. На войне ‑ с самого ее начала. Командир Ли-2 Харьковской и Киевской авиагрупп, он выполнял секретные боевые задания на Южном, Юго-Западном и Сталинградском фронтах днем и ночью, в любых метеоусловиях. Что это были за задания? В АДД в 1941 году Шорникова называют «небесным ангелом»: два ордена Красного Знамени на его груди для того времени ‑ это очень высокие награды. Шорников и его экипаж вывезли с оккупированной немцами территории около тысячи раненых бойцов и командиров Красной армии. А за линию фронта доставили десятки тонн оружия и взрывчатки для партизан и подпольщиков, перебросили около 200 наших диверсантов и разведчиков...»
Теперь ‑ сцена сеанса связи. Приказ Голованова - экипажу в составе командира корабля майора Шорникова, второго пилота капитана Калинкина, штурмана, лейтенанта Якимова, радиста лейтенанта Вердеревского и борттехника Галактионова вылететь в югославское местечко Дрвар, где находится Верховный штаб НОАЮ.
Сценарий
убийства Тито
и его спасение
Ставка Гитлера. «Фюрер германской нации» утверждает план опереции «Ход конем» (Rösselsprung).
Немецкая кинохроника, 25 мая 1944 года: в районе города Дрвар, где располагался Верховный штаб НОАЮ, выброшен немецкий воздушный десант, 500-й батальон СС, 875 человек. У каждого - фотография Тито для облегчения опознания. На следующее утро удар с фланга на позиции югославов нанесли танковые и механизированные войска немцев. Ожесточенный бой. Югославы дерутся как черти, но немцы, поддержанные авиацией и пехотой хорватов и мусульман-босняков, захватывают город.
Однако главная цель операции - пленение или физическое устранение маршала Тито - провалилась. Сам маршал, члены его Верховного штаба, правительство Югославии и офицеры советской военной миссии вырываются из окружения и по заброшенным тропам идут в горы.
Военная кинохроника. Голос за кадром: «Они идут на плато Купрешно Поле, это в нескольких десятках километрах от Дрвара. Они идут 10 дней, и все эти дни им на пятки наступают бойцы 500-го парашютного батальона СС. На плато ‑ малюсенький аэродром. В горах, несмотря на начавшееся лето, лежит снег. Англичане и американцы отказались летать в Купрешко Поле: опасно, смертельно опасно. Кто же спасет Тито?»
Реконструкция. Ночь с 3 на 4 июня 1944 года. Экипаж Шорникова вылетает с аэродрома Бари. Внизу ‑ Адриатика, затем ‑ хребты Динарских гор, пики которых достигают трех километров. Низкая облачность, сильный ветер и отсутствие ориентиров. Площадка, подготовленная партизанами, - очень мала, она в теснинах. Где-то вблизи - противник. Зайти на посадку можно только с первого раза. Шорников и Калинкин сажают машину у последнего костра. Еще немного ‑ и крутой обрыв. На борт Ли-2 поднимаются 20 человек: маршал Тито, его первый заместитель Кардель, начальник Генштаба НОАЮ Йованович, югославские генералы, начальник советской военной миссии генерал Корнеев, начальник англо-американской военной миссии Стрит. Обратный полет. Уже через несколько часов все в безопасности.
Но для Шорникова и его летчиков работа не закончена. В эту же ночь экипаж в еще более сложных условиях во второй раз летит на Купрешко Поле и вывозит еще 20 офицеров Генштаба НОАЮ. Через несколько часов на плато вползают немецкие танки...
Летчик
от бога
Реконструкция. Актер, загримированный под маршала авиации Голованова (настоящее если когда-то и записывалось на пленку, вряд ли уцелело ‑ после смерти Сталина он, любимец вождя, попал в опалу), читает выдержки из его книги «Дальняя бомбардировочная... Воспоминания Главного маршала авиации»:
«Для выполнения этого задания нужно было подобрать соответствующий экипаж. Я остановился на командире корабля Александре Сергеевиче Шорникове... Шорников - пилот Закавказского управления ГВФ - произвел на меня наиболее благоприятное впечатление... О Шорникове у меня осталось впечатление, что его летные данные являются искусством... Когда среди других была названа его фамилия для полета в Югославию, и уточнив, что именно он работал в Закавказском управлении ГВФ, я, не задумываясь, остановился на его кандидатуре... Когда Сталин дал указание принять все меры к тому, чтобы вывезти Тито, это задание с честью выполнил Шорников...
К слову, он был первым летчиком, осуществившим посадку ночью на заснеженную площадку в высокогорном районе Боснии. В Бари никто из английских и американских летчиков не верил в такую возможность, они сочли рассказ Шорникова об этом выдумкой. Отправляясь в следующий полет в Боснию, Александр Сергеевич накупил плетеных корзин, прилетев к партизанам, набил их снегом и, вернувшись в Бари, поставил эти корзины, не говоря ни слова, вдоль ряда английских самолетов! Последовало всеобщее изумление, однако профессиональное самолюбие было уязвлено, и некоторые английские и американские летчики последовали примеру Шорникова...»
Не поверил провокаторам...
Реконструкция. Бари, аэродром. Вечер 3 июня 1944 года. Шорников встречается с капитаном Престоном, офицером штаба английского авиакомандования. Престон отлично говорит по-русски, его отец в свое время был дипломатом в СССР. Престон передает Шорникову радиограмму, полученную якобы от нашей военной миссии в Югославии. Мы видим черным по белому: «Прибыть в ночь на 5 июня».
Шорников понимает ‑ это поздно. К 5 июня немцы раздавят горстку югославских генералов. Но как не подчиниться приказу? Или это предательство? Фальшивка германских спецслужб? Или провокация союзников, которые даже ценой гибели верхушки НОАЮ хотят дискредитировать советских летчиков?
Шорников втайне от англичан сверяет эту радиограмму с радио, полученным ранее. Сомнений нет - в радиограммах указаны разные числа. Лететь нужно сегодня, 3-го. Радио про вылет 5-го ‑ это «подстава». Но как лететь? Без разрешения на вылет от английского штаба вылететь Шорников не имеет права. Тогда майор идет на хитрость: просит у англичан разрешения на якобы разведывательный полет района Купрешко Поле, чтобы уверенно на другой день, в ночь на 5 июня, лететь уже для выполнения настоящего задания. Англичане разрешают авиаразведку. А Шорников летит за Тито...
Финал «Седьмой атаки»
Реконструкция. Конец мая - начало июня 1944 года. Окрестности Дрвара. Югославские части из последних сил отбивают атаки немецко-хорватских войск, а офицеры штаба Тито взламывают пол хижины, где располагался их штаб, и по веревкам спускаются к горному ручью. По его руслу уходят в район Купрешко Поле: к жизни, к продолжению сопротивления, к славе. Немецкие десантники пробиваются к штабу Тито. Но поздно - в руках немецкого командира ‑ лишь парадный мундир югославского маршала. Гитлеровским спецназовцам не удалось схватить и уничтожить его самого.
Военная кинохроника. Голос за кадром: «Операция «Ход конем» была последней из семи крупных атак, предпринятых немцами, хорватами и частями боснийских мусульман против партизан. В югославской военной истории она так и называется - «Седьмая атака». Она провалилась благодаря мужеству и стойкости партизан, благодаря отваге и профессионализму советских летчиков во главе с нашим земляком Героем Советского Союза, Народным Героем Югославии Александром Сергеевичем Шорниковым».
ДОСЬЕ «ВВ»
Александр Сергеевич Шорников родился в Вязниках 31 октября 1912 года в семье рабочего. Окончил школу, фабрично-заводское училище, работал на фабрике. В 1933 году окончил Тамбовскую авиашколу пилотов гражданской авиации. Работал летчиком в Грузинском управлении ГВФ.
С июня 1941-го ‑ на фронтах Великой Отечественной в качестве летчика группы особого назначения ГВФ. Задачи: перевозка боеприпасов и других грузов военного назначения в тыл врага, вывозка окруженных и раненых бойцов и командиров Красной армии, заброска парашютистов и диверсантов в тыл врага. В 1941 году награжден первым орденом Красного Знамени.
С 1942 года ‑ летчик РККА. Задачи ‑ те же. Награжден вторым орденом Красного Знамени.
В январе 1943 года Шорников в составе группы советских летчиков и авиаспециалистов 1-й транспортной авиационной дивизии АДД командирован в Великобританию для освоения и перегонки в СССР бомбардировщиков, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу. Летом и осенью 1943 года Шорников и его экипаж участвовали в подготовке к Тегеранской конференции глав СССР, Великобритании и США, перевезя в Иран большое количество офицеров и солдат Красной армии, представителей посольств, разведчиков, групп обеспечения, переводчиков, а также различных необходимых грузов.
В январе 1944-го экипаж Шорникова перебросил в Югославию советскую военную миссию во главе с генерал-лейтенантом Корнеевым. До конца мая 1944-го Шорников летал из Бари в различные районы Югославии, доставляя частям НОАЮ боеприпасы, вооружение, медикаменты, вывозя обратными рейсами раненых и больных партизан. Когда Верховный штаб НОАЮ подвергся нападению германских десантных подразделений, экипаж Шорникова 4 июня 1944 года, совершив посадку в горах на площадку крайне малых размеров, за два рейса вывез в Бари руководящий состав штаба во главе с маршалом Тито и членов военных миссий СССР, Англии и США.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года за умелое выполнение специальных заданий командования, отвагу и мужество, проявленные в ходе их выполнения, майору Шорникову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3930).
С июля 1944 года и до окончания войны Шорников летал в Югославии в составе авиационной группы особого назначения под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Щелкунова, обеспечивая боевую деятельность Народно-освободительной армии Югославии. Именным указом Тито Шорникову присвоено звание Народного Героя Югославии.
После войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира полка военно-транспортной авиации. В 1953-м окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы, в 1957 году ‑ Центральные летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС.
В 1957-м уволился в запас. Жил в Москве, работал старшим инженером в Министерстве гражданской авиации. Умер 18 ноября 1983 года. Похоронен в Вязниках. В родном городе героя его именем названа одна из улиц.