Накануне, 14 марта, в БСП с серьезными ранами от укусов бродячих собак поступил еще один пациент. Нападение на пострадавшего произошло все в том же ставшем уже печально знаменитом гаражном кооперативе «Восточный-2» на улице Добросельской. За месяц – это уже третье в этом месте нападение собак с серьезными последствиями для пострадавших.
-Это уже система. Значит, мы что-то делаем неправильно. А речь идет о безопасности людей, о человеческой жизни, и здесь мы допускать ошибок не должны. Нужно отработать механизм совместных действий всех органов власти и правоохранительных структур, чтобы решить проблему. Для этого мы и собрались, - обозначил цель совещания Владимир Сипягин.
Сегодня полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных переданы на уровень муниципалитетов. Вместе с полномочиями передано и финансирование. Средства идут и на отлов бродяжек, и на их передержку. Все отловленные животные помещаются в приют, где большую часть из них пролечивают, вакцинируют (в том числе и от бешенства), стерилизуют, биркуют, а затем (если не объявился владелец или не нашелся добрый человек, готовый стать хозяином бездомного животного) выпускают на прежнее место обитания. Неизлечимо больных и особо агрессивных - усыпляют.
Два последних года субвенции из областного бюджета на эти цели составляли 16,4 млн рублей, а в текущем году увеличены до 17,2 млн рублей. Однако и эти средства осваиваются не полностью. В 2017 году муниципалитетам оказались нужны только чуть более 8 млн рублей, то есть 50 % от субсидий из областного бюджета. В прошлом году выбрано было уже 70 процентов – около 12,5 млн рублей. Причем половину этой суммы освоил областной центр. Увеличилось (с 1568 до 2229 голов) и количество отловленных животных.
Несмотря на то, что областной центр выбирает все предназначенные ему областные деньги и даже добавляет из бюджета города, самые резонансные случаи нападения бездомных собак на людей в этом году произошли именно во Владимире.
Заместитель главы администрации Владимира Сергей Литвинкин пытался статистикой покусов «перевести стрелки».
- В прошлом году во Владимире зарегистрировано– 326 случаев покусов людей собаками, а в Гусь-Хрустальном - 212. Если сравнить масштабы городов, то в процентном отношении в областном центре не самая напряженная ситуация, - привел цифры вице-мэр.
Начальник управления по работе с обращениями граждан АВО Сергей Наумов подтвердил, что в прошлом году по жалобам на агрессию бездомных животных лидировал Гусь-Хрустальный. Следом шли Судогодский, Александровский и Петушинский районы. А в этом году лидерство в этом печальном рейтинге у Владимира. На «втором» и «третьем» местах - Алексанровский и Собинский районы. При этом собинские власти потратили всего 5 тысяч рублей на работу с хвостатыми безнадзорниками.
В районах, граничащих с Московской областью, поголовье бродячих собак резко увеличивается осенью, когда москвичи оставляют бывших любимцев на дачах. Собаки дичают, сбиваются в стаи и, добывая себе пропитание, наносят ущерб фауне. Они не боятся людей, могут представлять вполне реальную угрозу и для них. Об этом рассказал начальник госинспекции по охране и использованию объектов животного мира и среды их обитания АВО Валерий Куфтин.
Тот факт, что ситуация с уличными животными неблагополучна по всей области, только подтверждает замечание губернатора о системных ошибках в этой сфере, но не снимает вопросы к мэрии Владимира. Ведь очень похоже, что город уже месяц держит в страхе одна стая: во Фрунзенском районе пять нападений на людей – три в ГСК «Восточный», еще два в жилой застройке поблизости. А меры так и не были приняты, раз нападения продолжаются.
Губернатор поинтересовался у Литвинкина, почему отловом животных во Владимире занимается строительная компания, и не в отсутствии ли у ее специалистов должной квалификации - причина ЧП последних недель. В ответ вице-мэр заявил, что на тендеры из за недостаточного финансирования никто не заявляется, потому и приходится уговаривать строителей из компании «Амест». Это несколько странно, потому что в других муниципалитетах подобные контракты выигрывают фирмы даже из соседних областей. (Правда, и к этим компаниям есть вопросы и по качеству работы, и по законности расходования ими бюджетных средств, что тоже было озвучено на совещании.)
- Как оперативно вы реагируете на звонки от жителей, - поинтересовался губернатор у представителя ООО «Амест» Ирины Аванесовой.
- В течение суток согласно условиям договора.
- Да собаки же убегут, пока вы приедете! А сколько звонков в день вы получаете?
- По 20-30 звонков.
- И все их отрабатываете в течение суток? – усомнился губернатор. - Почему же нападения собак на людей во Фрунзенском районе продолжаются?
В оправдание прозвучало, что собак хоть и отлавливали, но так как денег на их постоянное содержание нет, то приходится их выпускать обратно. В стаях видели и биркованных собак. Поэтому, мол, все и продолжается.
Так как кинологов из приютов в этот раз не позвали, то заступиться за бывших «клиентов» было некому. Поэтому попробую сделать это в силу собственного разумения. Стерилизованные в приютах собаки, неагрессивные по характеру (агрессивных из приютов не отпускают), конечно, могут напасть на человека, если они, испытывая сильный голод, нашли еду, а человек пытается ее отобрать. В тех ЧП, что произошли во Фрунзенском районе, не это стало причиной нападения. Да и собак с бирками, по данным полиции, там не было. Стерилизованные собаки могут прибиться к стае, но они не станут ее вожаками. А именно агрессивный кобель-вожак – источник агрессии. А причина ее, как правило, - течная сука. Поэтому и серия нападений совпала с периодом гона у собак. Получается, что ловцы так и не сумели вычислить и отловить главных собачьих «террористов». Впрочем, работают ловцы, как проговорилась Аванесова, «по головам». Как предусмотренные контрактом «головы» «закончатся», так заканчивается и работа. В прошлом году контракт первого полугодия был исполнен уже к маю-июню. Мэрии пришлось срочно изыскивать дополнительные средства из городского бюджета.
Вице-мэр заявил, что отлов и передержка одной особи по факту обходится в три раза дороже, чем предусмотрено сметой.
- Смета на одну особь предполагает 5182 рубля, а фактически расходуется 15 599 рублей. Только один день содержания в питомнике одной особи обходится в 580-620 рублей, - доказывал Сергей Литвинкин.
- А смогут ли существующие в городе приюты, сотрудники которых больше разбираются в поведении собак, исполнять полномочия по отлову? – поинтересовался губернатор. - Все равно же строительная компания «нанимает» приюты для передержки. А наличие посредника ведет к удорожанию услуг.
- Мы предлагали это приютам. Отказываются, - ответил Литвинкин.
- Все же хотелось бы провести общее совещание с участием с представителей приютов для животных, чтобы понять, точно ли они не хотят заниматься отловом, и почему, - запланировал глава региона.
– Проблема все равно останется, - продолжал представитель мэрии. - Потому что отловленных собак после нескольких дней передержки выпускают. А если им не хватает пищи, то голод порождает агрессию. Необходимо пожизненное содержание животных, так и не нашедших хозяина, в приюте.
-Тогда тем более нужно разговаривать с руководителями приютов для животных, - утвердился в намерениях Сипягин.
Сергей Наумов предположил, что контроль за исполнителями в муниципалитетах полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных, за распределением и освоением направленных на эти цели средств был бы более эффективным при работе через регионального оператора. А замначальника областного управления УМВД Виктор Соболев считает, что назрела необходимость в создании «кустовых» приютов в территориях.
По предварительным подсчетам, проведенным в АВО и озвученным вице-губернатором Александром Трутневым, создание таких приютов и содержание в них животных в течение жизни обойдется областному бюджету в 250 млн ежегодно. Деньги немалые. И гарантий, что их будет достаточно - нет. В приюты Владимира подбрасывают собак не только из других городов области, но даже из Иваново. Уже сегодня переполнены все существующие в регионе приюты. Например, в гусевском, рассчитанном на 30 животных, собак содержится в 10 раз больше, а еще – сотни кошек. Не увеличится ли число желающих побыть сердобольными за чужой счет с появлением приютов с пожизненным пансионом для животных? О том, что реальный выход из ситуации – ужесточение ответственности и штрафов за нарушение правил содержания животных их владельцами (кстати, в большинстве случаев на людей нападают домашние собаки), на совещании хоть и звучало, но вскользь. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» (498-ФЗ) хоть и принят в конце декабря прошлого года, но подзаконные акты к нему пока еще в разработке. А проблему с агрессивными четвероногими бродягами требуется решать незамедлительно.
Губернатор поручил департаменту ветеринарии подключиться к решению проблемы и взять ситуацию на контроль по всем территориям.
- Департамент ветеринарии – уполномоченный орган. Вы должны не просто раздать деньги муниципалитетам и на этом успокоиться. Вы тоже несете ответственность за ситуацию. Соберите ветеринаров, предложите им участвовать в решении проблемы, определите списки клиник. Теснее работайте с муниципалитетами.
На реплику директора департамента ветеринарии Максима Тихонова, что ветеринарные клиники не проявляют интереса к этой теме, губернатор парировал:
- А мне, когда я еще депутатом был, ветеринары, наоборот, жаловались, что к ним не обращаются, не ведут диалога.
Властям областного центра поручено разобраться со злобной стаей из Доброго, а всем участникам совещания - на следующей неделе доложить о принятых мерах и первых результатах.
- Не надо изображать выполнение обязанностей, только чтобы отчитаться и деньги освоить. Нужен результат, - дал установку Сипягин. - Главное для нас – это безопасность граждан. Реагировать нужно молниеносно!
Читайте также: Владимирские приюты для животных: почти на голом энтузиазме