На этапе становления
История метеорологических наблюдений во Владимире началась еще в 1891 году. А когда в 1949-м в городе появился аэропорт, на его территории была организована авиаметеостанция. Правда, синоптической группы, отвечающей за краткосрочное прогнозирование, в ее составе не было.
Метеообеспечение полетов осуществлялось совместно с авиационной метеорологической гражданской станцией (АМСГ) «Мячково». Первый владимирский аэропорт сначала располагался в районе нынешней ТЭЦ. В 1953 году аэропорт, а вместе с ним и метеостанция передислоцировались на юго-западную окраину города.
В 1963 году на станции была организована синоптическая группа, а АМСГ «Владимир» получила II разряд. Первым ее начальником стала Ираида Калашникова, возглавлявшая организацию с 1963 по 1966 год. В том же 1963-м сразу после Ленинградского гидрометинститута начала работать на станции Валентина Петухова, посвятившая этой работе более 50 лет и возглавлявшая коллектив в нелегкие 1990-е годы.
Золотые времена
А временем расцвета владимирской авиации и местной авиаметеорологии стали 1950-1980-е годы. В 1983 году в Семязино было построено новое здание аэровокзала и метеоплощадка была перенесена на новое место – в аэропорт «Семязино».
С аэродрома «Владимир» самолеты летали в Москву (в аэропорт «Быково»), Ярославль, Воронеж, Саранск, Пензу, Нижний Новгород, Иваново, Чебоксары, Йошкар-Олу, Брянск. Регулярные пассажирские авиарейсы отправлялись во многие села и отдаленные деревни области.
Летала в «медвежьи углы» и санитарная авиация. А отряд сельхозавиации и вовсе был нарасхват. Владимирские специалисты химавиации начинали год с обработки полей на юге России. Летали в командировки в республики Средней Азии и даже за рубеж - в ГДР.
В некоторые годы количество самолетов, базировавшихся во Владимире, доходило до 45.
Шар-пилот набирал высоту
Жизнь бурлила на аэродроме и у метеорологов.
С 1988 года АМСГ «Владимир» отвечала еще и за метеобеспечение полетов на аэродроме «Киржач». Принимая данные с этого аэродрома, синоптики АМСГ «Владимир» прогнозировали погоду, предупреждали о шторме, консультировали диспетчеров и экипажи.
Самым зрелищным для сторонних наблюдателей моментом был, пожалуй, запуск в небо шара-пилота для измерения скорости ветра (его иногда по ошибке называют метеозондом, хотя зонд больше и поднимается выше. - Прим. авт.). При малейших сомнениях в прогнозах руководство командовало синоптикам: «На самолет, на разведку погоды».
Погода может преподнести любые сюрпризы, а для авиаполетов сюрпризы совсем ни к чему. Поэтому сотрудники АМСГ действовали по принципу, что лучше перестраховаться. Этого же принципа они придерживаются и сейчас.
Несмотря на то, что метеоплощадка и кабинеты метеорологов оборудованы автоматическими приборами за наблюдениями погоды, сотрудники АМСГ все равно сверяют их показания с так называемыми «табельными приборами» - теми, по которым работали их предшественники. Техник-метеоролог Нина Белышева даже с какой-то гордостью показывает нам старый ртутный барометр. Он до сих пор в строю, хотя есть у тех, кто наблюдает за погодой, и электронные барометры. Но ртутный - и точнее, и надежнее.
На метеоплощадке наряду с автоматикой: двумя анеморумбометрами, психрометром, осадкомером (плювиографом), термометром с датчиками, подключенными к компьютеру, используются и обычные градусники, флюгер, осадкомер Третьякова, представляющий собой защищенное от ветра ведро, в которое собираются осадки.
- Автоматика может отказать, засбоить, - объясняет начальник АМСГ «Владимир» Ольга Жирнова. - Поэтому все данные контролируем еще и табельными приборами. Ведь точность погодных данных для авиации - это вопрос безопасности.
И днем, и ночью
Ольга Жирнова окончила Московский гидрометтехникум, три года проработала техником-метеорологом на метеостанции Анненково в Ульяновской области. На АМСГ «Владимир» - с 1976 года.
В кабинете Ольги Николаевны кроме компьютера и документов еще и банки с красками. Краска тоже нужна для точности измерений.
- Психрометрическая будка, корпуса измерительных приборов на площадке должны быть идеально белыми, чтобы ничто не влияло на точность измерений. Поэтому ежегодно мы все красим, - рассказывает Жирнова. - Вот приготовились к очередной покраске.
Данные с приборов снимаются каждые три часа. Кодируются и направляются в Москву – в центральный банк данных. И днем, и ночью. Поэтому и сотрудники дежурят на станции круглосуточно. Если вдруг приборы начнут сигнализировать о возможной нештатной ситуации, то дежурный сотрудник тут же направляет телеграмму в Москву, в МЧС, городским синоптикам.
Этот график работы сохраняется много лет. Хотя в аэропорту уже совсем не так оживленно, как в былые времена. Мы долго ждали, когда единственный эмчээсовский вертолет пойдет на взлет, чтобы сделать эффектный кадр. За время нашего пребывания на аэродроме других претендентов в «летающие фотомодели» просто не было. Самолет АН-2, базирующийся здесь же, был на вылете. Уже в 1980-е парк самолетов начал сокращаться. Со строительством дорог отпала потребность в авиарейсах по области. Рейсовые автобусы были дешевле и комфортнее, чем полеты на знаменитых «кукурузниках» - АН-2. Да и межрегиональные авиарейсы пока проигрывают конкуренцию автобусам и поездам. А со среднемагистральными перелетами у нашего аэропорта пока никак не складывается. В постперестроечные годы умерла сельхозавиация: селяне перестали заказывать химавиацию для обработки полей - слишком дорого.
В 2017 году «Авиаметтелеком Росгидромета» передал прогнозирование по аэродромам «Киржач» и «Владимир» в Нижний Новгород, расформировав синоптическую группу на АМСГ «Владимир». На станции остались только метеорологи. Теперь информацию о ветрах на высоте они обрабатывают для пилотов по синоптическим картам и прогнозам, которые им присылают из нижегородского центра. А вышка, с которой запускали шар-пилот, вот уже несколько лет стоит без дела.
Однако жизнь авиаметеорологов спокойнее не стала. Пусть аэродром и обслуживает пару-тройку летающих машин МЧС и авиалесоохраны, изредка принимает частные самолеты и вертолеты, но требования к точности информации о погоде от количества взлетов не зависят. Они всегда предельно высокие. По-прежнему авиаметеорологи дежурят круглосуточно. По-прежнему снимают информацию с приборов четко по часам. А заодно выполняют и другие задания, например, измеряют степень загрязненности воздуха или – температуру почвы на поверхности и разной глубине. Эти данные востребованы экологами, аграриями, наукой…
А еще владимирские метеорологи надеются, что наш областной центр когда-нибудь вернется в когорту «авиационных» городов и знатоки летной погоды не подведут!
Читайте также: Дорога в облака: 77 лет исполнилось владимирскому летчику-рекордсмену Владимиру Ерошину