1 июня 2019 в 11:17

Как во Владимире работают знатоки летной погоды

Мало кто знает, что рядом со взлетно-посадочной полосой ныне почти не используемого аэропорта «Семязино» есть метеорологическая площадка. Авиаметеостанции в этом году исполняется 70 лет. Сколько бы вылетов здесь ни было, но наблюдения за погодой все равно ведутся круглосуточно. Корреспонденты «ВВ» отправились посмотреть, чем живут владимирские авиаметеорологи сегодня.

На этапе становления

История метеорологических наблюдений во Владимире началась еще в 1891 году. А когда в 1949-м в городе появился аэропорт, на его территории была организована авиаметеостанция. Правда, синоптической группы, отвечающей за краткосрочное прогнозирование, в ее составе не было.

Метеообеспечение полетов осуществлялось совместно с авиационной метеорологической гражданской станцией (АМСГ) «Мячково». Первый владимирский аэропорт сначала располагался в районе нынешней ТЭЦ. В 1953 году аэропорт, а вместе с ним и метеостанция передислоцировались на юго-западную окраину города.

В 1963 году на станции была организована синоптическая группа, а АМСГ «Владимир» получила II разряд. Первым ее начальником стала Ираида Калашникова, возглавлявшая организацию с 1963 по 1966 год. В том же 1963-м сразу после Ленинградского гидрометинститута начала работать на станции Валентина Петухова, посвятившая этой работе более 50 лет и возглавлявшая коллектив в нелегкие 1990-е годы.

Золотые времена

А временем расцвета владимирской авиации и местной авиаметеорологии стали 1950-1980-е годы. В 1983 году в Семязино было построено новое здание аэровокзала и метеоплощадка была перенесена на новое место – в аэропорт «Семязино».

С аэродрома «Владимир» самолеты летали в Москву (в аэропорт «Быково»), Ярославль, Воронеж, Саранск, Пензу, Нижний Новгород, Иваново, Чебоксары, Йошкар-Олу, Брянск. Регулярные пассажирские авиарейсы отправлялись во многие села и отдаленные деревни области.

Летала в «медвежьи углы» и санитарная авиация. А отряд сельхозавиации и вовсе был нарасхват. Владимирские специалисты химавиации начинали год с обработки полей на юге России. Летали в командировки в республики Средней Азии и даже за рубеж - в ГДР.

В некоторые годы количество самолетов, базировавшихся во Владимире, доходило до 45.

Шар-пилот набирал высоту

Жизнь бурлила на аэродроме и у метеорологов.

С 1988 года АМСГ «Владимир» отвечала еще и за метеобеспечение полетов на аэродроме «Киржач». Принимая данные с этого аэродрома, синоптики АМСГ «Владимир» прогнозировали погоду, предупреждали о шторме, консультировали диспетчеров и экипажи.

Самым зрелищным для сторонних наблюдателей моментом был, пожалуй, запуск в небо шара-пилота для измерения скорости ветра (его иногда по ошибке называют метеозондом, хотя зонд больше и поднимается выше. - Прим. авт.). При малейших сомнениях в прогнозах руководство командовало синоптикам: «На самолет, на разведку погоды».

Погода может преподнести любые сюрпризы, а для авиаполетов сюрпризы совсем ни к чему. Поэтому сотрудники АМСГ действовали по принципу, что лучше перестраховаться. Этого же принципа они придерживаются и сейчас.

Несмотря на то, что метеоплощадка и кабинеты метеорологов оборудованы автоматическими приборами за наблюдениями погоды, сотрудники АМСГ все равно сверяют их показания с так называемыми «табельными приборами» - теми, по которым работали их предшественники. Техник-метеоролог Нина Белышева даже с какой-то гордостью показывает нам старый ртутный барометр. Он до сих пор в строю, хотя есть у тех, кто наблюдает за погодой, и электронные барометры. Но ртутный - и точнее, и надежнее.

На метеоплощадке наряду с автоматикой: двумя анеморумбометрами, психрометром, осадкомером (плювиографом), термометром с датчиками, подключенными к компьютеру, используются и обычные градусники, флюгер, осадкомер Третьякова, представляющий собой защищенное от ветра ведро, в которое собираются осадки.

- Автоматика может отказать, засбоить, - объясняет начальник АМСГ «Владимир» Ольга Жирнова. - Поэтому все данные контролируем еще и табельными приборами. Ведь точность погодных данных для авиации - это вопрос безопасности.

И днем, и ночью

Ольга Жирнова окончила Московский гидрометтехникум, три года проработала техником-метеорологом на метеостанции Анненково в Ульяновской области. На АМСГ «Владимир» - с 1976 года.

В кабинете Ольги Николаевны кроме компьютера и документов еще и банки с красками. Краска тоже нужна для точности измерений.

- Психрометрическая будка, корпуса измерительных приборов на площадке должны быть идеально белыми, чтобы ничто не влияло на точность измерений. Поэтому ежегодно мы все красим, - рассказывает Жирнова. - Вот приготовились к очередной покраске.

Данные с приборов снимаются каждые три часа. Кодируются и направляются в Москву – в центральный банк данных. И днем, и ночью. Поэтому и сотрудники дежурят на станции круглосуточно. Если вдруг приборы начнут сигнализировать о возможной нештатной ситуации, то дежурный сотрудник тут же направляет телеграмму в Москву, в МЧС, городским синоптикам.

Этот график работы сохраняется много лет. Хотя в аэропорту уже совсем не так оживленно, как в былые времена. Мы долго ждали, когда единственный эмчээсовский вертолет пойдет на взлет, чтобы сделать эффектный кадр. За время нашего пребывания на аэродроме других претендентов в «летающие фотомодели» просто не было. Самолет АН-2, базирующийся здесь же, был на вылете. Уже в 1980-е парк самолетов начал сокращаться. Со строительством дорог отпала потребность в авиарейсах по области. Рейсовые автобусы были дешевле и комфортнее, чем полеты на знаменитых «кукурузниках» - АН-2. Да и межрегиональные авиарейсы пока проигрывают конкуренцию автобусам и поездам. А со среднемагистральными перелетами у нашего аэропорта пока никак не складывается. В постперестроечные годы умерла сельхозавиация: селяне перестали заказывать химавиацию для обработки полей - слишком дорого.

В 2017 году «Авиаметтелеком Росгидромета» передал прогнозирование по аэродромам «Киржач» и «Владимир» в Нижний Новгород, расформировав синоптическую группу на АМСГ «Владимир». На станции остались только метеорологи. Теперь информацию о ветрах на высоте они обрабатывают для пилотов по синоптическим картам и прогнозам, которые им присылают из нижегородского центра. А вышка, с которой запускали шар-пилот, вот уже несколько лет стоит без дела.

Однако жизнь авиаметеорологов спокойнее не стала. Пусть аэродром и обслуживает пару-тройку летающих машин МЧС и авиалесоохраны, изредка принимает частные самолеты и вертолеты, но требования к точности информации о погоде от количества взлетов не зависят. Они всегда предельно высокие. По-прежнему авиаметеорологи дежурят круглосуточно. По-прежнему снимают информацию с приборов четко по часам. А заодно выполняют и другие задания, например, измеряют степень загрязненности воздуха или – температуру почвы на поверхности и разной глубине. Эти данные востребованы экологами, аграриями, наукой…

А еще владимирские метеорологи надеются, что наш областной центр когда-нибудь вернется в когорту «авиационных» городов и знатоки летной погоды не подведут!

Читайте также: Дорога в облака: 77 лет исполнилось владимирскому летчику-рекордсмену Владимиру Ерошину

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
25 минут назад Во Владимире обсудили, как противодействовать терроризму и экстремизму среди молодежи
22 ноября во Владимирском институте развития образования завершилась трехдневная областная конференция «Безопасный регион», посвященная противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи. В…
40 минут назад Комитету семей воинов Отечества во Владимирской области исполнилось два года
Первый заместитель губернатора Владимирской области Дмитрий Лызлов 21 ноября встретился с активом регионального отделения Комитета семей воинов Отечества. Во время мероприятия участники озвучили свои вопросы. Все обращен…