3 июля 2019 в 11:35

Вопрос строительства коллектора во Владимире остается открытым

Фото: Ключ медиа
В областном центре вновь поднят вопрос о необходимости завершения самого старого долгостроя города – самотечного канализационного коллектора, который начали копать еще в советское время, в 1991 году. По проекту коллектор должен собирать канализационные стоки со всей центральной и западной части города. Работы на протяжении более двадцати лет приходилось вести вручную. С утра до вечера бригады рабочих трудились на глубинах до 40 метров при избыточном давлении внутри тоннеля.

ВЛАДИМИРСКОЕ МЕТРО

Ежедневно крошечный поезд отвозил бригаду проходчиков от портала на Октябрьском проспекте в глубину коллектора, этот же поезд вывозил наружу грунт. В самые лучшие годы, когда темпы строительства тоннеля были максимальными, за день прокладчикам удавалось прокопать чуть более полуметра вглубь, внутрь устанавливались бетонные кольца диаметром 1,8 метра. Тоннель, по которому ходил самый маленький поезд в области, с подачи журналистов даже назвали «Владимирским метро». С каждым днем маршрут пусть незначительно, но увеличивался: от Октябрьского проспекта тоннель протянулся в сторону гостиницы «Заря», оттуда – к кафе «Рябинка».

Ввод в эксплуатацию тоннеля сулит существенную экономическую выгоду. Во-первых, при транспортировке канализационных стоков от потребителей до очистных сооружений значительно сократятся расходы на содержание и обслуживание КНС. Коллектор строится самотечный, в связи с чем не нужно будет качать стоки в гору и тратить на это электроэнергию. Во-вторых, снизится вероятность аварий на городских путепроводах, износ которых на данный момент превышает 80%. Соответственно, после пуска в эксплуатацию коллектора значительно уменьшится количество аварийных раскопов, тоже, кстати, серьезно бьющих по бюджету «Владимирводоканала».

ЗОЛОТЫЕ ДЕВЯНОСТЫЕ И «НУЛЕВЫЕ»

Изначально по проекту планировалось, что протяженность коллектора составит 7,7 км (от очистных сооружений до улицы Ставровской), однако по ходу работ эта длина была уменьшена более чем вдвое. В связи с банкротством крупнейших предприятий областного центра было принято решение, что на участке под Лыбедской магистралью стоки потекут не по коллектору, а по трубам диаметром 1,4 метра. Они кстати, уже проложены, и за счет этого общая протяженность коллектора уменьшилась с 7,7 км до 3,2 км. Правда, и на строительство тоннеля в сокращенном варианте ушли почти три десятилетия…

За первые четыре года (с 1991 по 1995 год) проходчики проложили тоннель протяженностью 848 метров. В 1997 году в связи с проблемами с финансированием работы значительно замедлились. Два года они почти не велись, а всего за пять лет было проложено лишь 278 метров. С приходом к власти мэра Александра Рыбакова необходимые средства на возобновление строительства вновь были изысканы в городском бюджете. С 2003 по 2009 год было выкопано 1262 метра! Руководство «Водоканала» рассчитывало завершить все работы в ближайшие 4-5 лет, а к 2015 году пустить коллектор в эксплуатацию, но планам не суждено было сбыться.

Дело в том, что в городе вновь сменилась власть (кресло градоначальника занял Андрей Шохин), объект был исключен из числа приоритетных, а финансирование работ по прокладке коллектора с тех пор велось по остаточному принципу.

КОНСЕРВАЦИИ УДАЛОСЬ ИЗБЕЖАТЬ

- Сначала нам выделяли из городского бюджета более 20 млн рублей в год, затем эта сумма была в разы уменьшена, а потом нам и вовсе прекратили финансирование из бюджета, - рассказывает гендиректор МУП «Владимирводоканал» Александр Кладов. – Стоял даже вопрос о том, что коллектор будет законсервирован, но этого удалось избежать. Все последние семь лет мы продолжали подземные работы за счет собственных средств, и на сегодняшний день основная часть работ завершена, тоннель протяженностью 3,2 км выкопан.

Отметим, что руководство МУПа не считает сити-менеджера Андрея Шохина главным виновником того, что проект не был реализован в срок. По словам Кладова, именно Андрей Станиславович потребовал от "Водоканала" продолжения работ, пусть и в медленном режиме, несмотря на острую нехватку средств. Да, тоннель с 2011 года выкапывался не более чем на сто метров в год, но зато полного замораживания объекта удалось избежать. А, значит, было сэкономлено около 150 млн рублей, которые требовались для выполнения работ по консервации (тоннель в этом случае должен был быть залит бетоном). Ну и, конечно, удалось спасти около полумиллиарда (!) рублей (в переводе на нынешние цены), закопанных в землю более чем за 25 лет.

ПОЧЕМУ СРЫВАЕТСЯ ИНВЕСТПРОГРАММА?

Достраивать коллектор предстоит в рамках инвестиционной программы, которая ежегодно утверждается «Владимирводоканалом», но она, как известно, не первый год трещит по швам. Приведем лишь несколько цифр. По итогам 2018 года на реализацию инвестпрограммы водоканал планировал потратить 261,8 млн рублей. А по факту муниципальное предприятие смогло собрать и выделить в 4 раза (!) меньше средств – всего 63 млн рублей. Понятно, что это прямо отражается на объемах работ.

Большая часть средств инвестиционной программы формируется из платы застройщиков, которую они вносят за подключение объектов к водопроводным и канализационным сетям, - рассказал «ВВ» гендиректор МУП «Владимирводоканал» Александр Кладов. – И здесь у нас каждый год возникает одна и та же проблема. Застройщики срывают сроки ввода в эксплуатацию жилых домов, из-за чего плата за подключение вносится несвоевременно. Так что ни одна инвестпрограмма последних лет не исполнялась в нужном нам объеме. Конечно, это не способствует быстрому завершению работ на таких масштабных объектах, как коллектор глубокого заложения.

Так когда же муниципальное предприятие намерено ввести в эксплуатацию самый старый долгострой города? Увы, но даже несмотря на то, что коллектор полностью выкопан «в горизонтали», до перерезания ленточек еще ох как далеко. И причина стара и банальна: завершить объект в быстрый срок не позволяет острое недофинансирование.

ДО ПУСКА – МИНИМУМ 5 ЛЕТ

Зимой этого года в СМИ прошла информация относительно сроков завершения работ. Журналисты интернет-издания «Зебра-ТВ» («Когда Владимир перестанет затапливать из-за оттепелей и дождей?», 18 февраля 2019 года) сообщили о том, что работы по коллектору глубокого заложения вновь включены в инвестпрограмму «Водоканала» и будут завершены всего за один год! Цитата:

«Отдельно стоит сказать о тоннеле глубокого заложения в городе Владимире, который, по мнению экспертов, способен решить массу вопросов по системе водоотведения. На данный момент построено 100% трассы тоннеля глубокого заложения и два шахтных ствола. Для завершения строительства необходимо построить лотковую часть ствола ШС-1, смотровые и канализационные колодцы, технологические скважины, после чего будут произведены подключения по трассе тоннеля. Ввод тоннеля глубокого заложения в эксплуатацию запланирован на 2020 год».

К сожалению, эту информацию руководство МУП «Владимирводоканал» категорически опровергло.

- О вводе коллектора в эксплуатацию в будущем году не может идти и речи, - сообщил «ВВ» гендиректор «Владимирводоканала» Александр Кладов. – Работы на тоннеле действительно вошли в инвестиционную программу, которая разрабатывается на ближайшие три года, но при нынешних темпах финансирования на их выполнение уйдет не менее пяти лет. Да и в 2024 году тоннель вряд ли будет введен. После строительства восьми смотровых и канализационных колодцев, некоторые из которых будут расположены на сорокаметровой глубине, нужно будет разработать проекты на подключение к коллектору всех объектов канализационной сети. Это огромный объем работы.

Конечно, темп работ на стратегическом объекте мог бы значительно вырасти, если бы руководство города вновь включило его в список приоритетных и финансируемых из бюджета. Тем более что вложения с лихвой окупятся в будущем за счет экономии той же электроэнергии. Сразу после ввода тоннеля в эксплуатацию отпадет необходимость содержания и обслуживания КНС на улице Ставровской, в перспективе город сможет отказаться и от еще нескольких насосных станций.

Возможно, на ситуацию могла бы повлиять передача водоканала в частные руки. Еще в 2014 году горсоветом был поднят вопрос о передаче МУПа в концессию. Вот только дальше разговоров дело не пошло. Отметим, что категорически против концессии выступает нынешнее руководство «Владимирводоканала». По мнению гендиректора Кладова, передача водоканала частнику – верный путь к банкротству, что подтверждает история очень многих российских городов.

Вот такая непростая ситуация складывается на данный момент в деле завершения самого старого долгостроя областного центра. Остается только удивляться тому, каким образом в тяжелые девяностые и «нулевые» власти изыскивали возможность инвестировать значительные средства в объекты капстроительства. Нынешние градоначальники справляются с этой задачей куда менее успешно.

СПОРТИВНЫЙ СКВЕР НЕ ПОСТРАДАЕТ

И последнее из того, что нам удалось узнать. Городскую общественность волновала судьба спортивного сквера на улице Стрелецкой, который был открыт год назад. Дело в том, что этот спортивный объект был построен в непосредственной близости от портала, через который в глубину коллектора попадали прокладчики.

Не возникнут ли проблемы с подключением коллектора к канализационным трубам, уже проложенным под Лыбедской магистралью? Руководство МУПа заверило нас, что места для прокладки коммуникаций достаточно и в ходе работ игровые площадки сквера, трибуны и раздевалки демонтировать не придется.

Читайте также: Мэрия Владимира недорабатывает в расселении аварийного жилья, перекладывая вину на область

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
час назад Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…
сегодня в 10:15 В Гороховце прокуратура обнаружила «призрачные» газовые трубы
На улицах Кооперативная и Южная в райцентре во время прокурорской проверки были выявлены два участка газопровода протяженность почти 300 метров, у которых нет хозяев.