3 августа 2019 в 18:00

Автомобили могут лишить Владимир нормальной системы транспорта

Фото: Владимир Чучадеев
Мы довольно много времени проводим в дороге. На работу-учебу и обратно, походы по магазинам, визиты к друзьям и родственникам, культпоходы... Получаем ли мы удовольствие, передвигаясь по городу, или это выброшенное из жизни время и потраченные нервы?

Ловушка автоцентризма

Попав в утреннюю пробку или пытаясь выбраться из центра города в конце рабочего дня в пятницу, вряд ли кто назовет Владимир «городом, удобным для жизни». Скорее, вспомнит о проклятии «двух улиц». Заодно помянут и хроническую нехватку парковок, и прочие «прелести».

Безусловно, городу позарез нужны дороги-дублеры. И сквозной проезд по Северной, и новый путь из юго-западных микрорайонов. И второй мост через Клязьму нужен, иначе «пробки выходного дня» будут только расти. Все это стоит больших денег и делается небыстро. Иногда от общественного запроса на проект до его реализации проходят десятилетия. Приходится ждать, но в это время ситуация с теми же пробками усугубляется: машин-то становится больше.

- А почему вы жалуетесь на пробки? Ведь, выбрав автомобиль, вы сами стали одним из тех, кто ее создает. Пробки - это плата за неудобства, которые вы создаете другим горожанам, - убежден блогер-урбанист Аркадий Гершман. - И не любая автомобильная поездка должна поддерживаться городскими властями, субсидироваться из бюджета. Те, кто выбрал другой способ передвижения — общественным транспортом, на велосипеде или пешком, — тоже имеют право на комфорт. Надо создавать возможности для всех видов передвижения, но так, чтобы возможности автомобилистов не перекрывали возможности других.

Такой подход для владимирцев крайне непривычен, непопулярен и даже скандален. Мышление владимирцев - предельно автоцентрично.

...Автобус с трудом подруливает к остановке — в зоне посадки-высадки пришвартовалась какая-то легковушка. Водитель общественного транспорта пытается просочиться, но, кажется, задел зеркало авто. Взбешенный автовладелец влетел в салон, осыпал шофера автобуса бранью...

Почему он так себя вел? Автолюбитель - это король улицы, так думают, увы, многие. Люди влезают в кредиты, чтобы купить статусную машину, чтобы «перед знакомыми было не стыдно», да и ощущение принадлежности к «клубу избранных» душу греет.

- У наших людей мышление нерациональное. Большинство не обращает внимания на соотношение затрат на содержание автомобиля, проблем, с ним связанных, и реальных выгод, которые собственная машина дает этому конкретному владельцу, насколько эффективен личный автомобиль, - рассуждает одна из основательниц блога «Владимир - город для людей» и первопроходцев местной урбанистики Евгения Романова.

Такие мещане во дворянстве на дорогах, считающие, что весь мир должен крутиться вокруг них, - просто беда. Обогнать, нарушая ПДД, более бюджетную машину - дело престижа. Запарковаться, где захотелось, - «имею право». Не я виноват, а власти - парковок не оборудуют!

Кстати, о парковках... Наши автомобилисты почему-то считают, что могут ездить где хотят, и парковаться везде, где приспичит. Оставим тему достаточности парковок в исторической части Владимира для легковых машин - тут, пожалуй, у автовладельцев и их «безлошадных» земляков разные точки зрения. Но все горожане согласны, что в нашем областном центре категорически не хватает стоянки для туристических автобусов. Эта проблема, поясняют в мэрии, сейчас решается. Когда и как решится, не расшифровывают...

Паркуюсь где хочу?

Жители домов № 5 и № 7 на проспекте Ленина лишены... дворов. Рядом роддом, отделения двух банков, вот и паркуются под их окнами все, кто приезжает по делам или на работу. Хотя у роддома есть своя стоянка, но она закрыта шлагбаумами.

- А наш дом нельзя закрыть шлагбаумом: мы хотели, но не разрешили, - говорит один из жителей. - Наверное, потому, что в здании много арендаторов (магазины, аптека, почта), им надо товар подвозить. Асфальт во дворе весь разбили. В сырую погоду пройти можно только по лужам, потому что на сухих участках уже кто-то машину пристроил.

Но если арендаторы особо жильцам не досаждают, то броуновское движение частных машин во дворах комфорта и безопасности не добавляет.

В центре города узенькие улочки порой вообще забиты с двух сторон, несмотря на то, что на некоторых введено одностороннее движение, а зимой запрещается парковка у тротуаров. Потом те же автомобилисты жалуются на плохо чищенные дороги. А как их чистить? Снег вместе с авто убирать? Хотя, это, пожалуй, было бы действенно.

- Откуда только мы не эвакуируем машины нарушителей: с пешеходных зебр, с тротуаров, с мест, где припаркованные машины препятствуют выезду другого транспорта или мешают проезду экстренных служб. Некоторым и наличие запрещающих знаков не указ, - рассказывает старший инспектор ГИБДД г. Владимира Валерьян Шируков.

Альтернатива есть!

Казалось бы, если человек живет недалеко от центра города, в доме старой постройки, рядом с которым отсутствует парковка, до работы может добраться сразу несколькими маршрутами общественного транспорта и по работе автомобиль ему практически не нужен, а отпуск он предпочитает проводить не на даче, а в Турции, то зачем ему автомобиль? Но среднестатистический владимирец упрямо будет настаивать, что машина нужна. Он купит автомобиль. Потому что он же «не лох какой».

А вот Стив Джобс не гнушался спускаться в метро. Основатель «ИКЕА» миллиардер Ингвар Кампрад ездил на старенькой бюджетной машине, а министр обороны и президент Швейцарии и вовсе предпочитают велосипед, для поездки из дома на работу. Вице-губернатор Вячеслав Климанов, руководитель представительства АВО при Правительстве РФ, ездит на работу из подмосковного Пушкино электричкой.

- Быстро, удобно, да и поезда сейчас комфортные. Это лучше, чем в пробках стоять. Да и в Москве тоже частенько метро пользуюсь, когда важно не опоздать на встречу. А на машине рискуешь застрять в пробках, - поделился Климанов с журналистами.

Но все они, конечно, не ровня (и в самом деле!) представителю славного многочисленного племени офисного планктона нашего города.

- Автолюбители часто ссылаются на то, что платят налоги и акцизы. Но ведь эти деньги идут только на дороги. А экологические и социальные издержки оплачиваются из других источников. Да и те же налоги и акцизы платит и общественный транспорт. Точнее пассажиры, покупающие билеты, - не видит поводов для особого положения автомобилистов в обществе Евгения Романова.

Впереди - тупик

Поменять приоритеты все равно придется. Жизнь заставит. И лучше общество готовить к этому заранее. Продолжение курса безумной автомобилизации - тупик. Мы же не хотим, чтобы город превратился в одну сплошную пробку? Чтобы во дворах исчезли все газоны и детские площадки, уступив место асфальту парковок? Именно так будет выглядеть Владимир, если идти на уступки по всем хотелкам автолюбителей.

Еще недавно пробки казались нам чисто московской приметой. А сейчас, особенно если на клязьминском мосту ведутся какие-нибудь работы, в конце рабочей недели намертво встают обе главные транспортные артерии города. Автомобильные колонны, плетущиеся в сторону центра со скоростью спящей черепахи, начинаются от филармонии и от площади Ленина.

Число автомобилей во Владимире растет процентов на десять ежегодно. Расширять улицы, увеличивая дорожные полосы до бесконечности, не получится. Не сносить же памятники истории и жилые многоэтажки! Где жить будут все эти автолюбители? Да и опыт Москвы показал, что увеличение полосности и послабления скоростному режиму с одновременным сокращением светофоров - не панацея. Любители быстрой езды перетекают на скоростные улицы в огромном количестве, а вместе с ними туда же "переселяются" и пробки.

Нужна альтернатива автомобилям. Но альтернатива реально конкурентная. Удалось же столицу Новой Зеландии, второй в свое время город в мире по степени автомобилизации, пересадить на общественный транспорт. Да, на это ушло тридцать лет. Но и Владимир - не Оккленд.

Тем более что в наследство от предыдущих поколений нам досталась довольно продуманная маршрутная сеть.

Наследство и наследники

- Во Владимире в пределах городской планировки 1970-1980-х годов пешком или на общественном транспорте можно легко добраться до всех точек притяжения, - констатирует Евгения Романова. - А насколько оправдало себя решение о выносе "делового центра" за пределы исторического ядра - на улицу Мира и Горького! Вот это и есть планирование с учетом перспектив развития города. На примере юго-западного района и других территорий новой застройки отчетливо видна разница в подходах к планированию.

Есть чем гордиться и транспортникам двухтысячных годов. Владимир стал одним из первых городов, наладивших регулярные пассажирские перевозки с удобным графиком движения автобусами большой вместимости.

Но затем ситуация с городским общественным транспортом, похоже, стала развиваться в обратном направлении. Удобные МАНы заменили на газомоторы. Забота об экологии и поддержка своего производителя - это замечательно. Но какие человеконенавистники проектировали салон этих автобусов? Расстояния между сиденьями рассчитаны разве что на ребенка или лилипута. Проход между креслами в задней части салона - тоже. Двум пожилым тетенькам характерной для этого возраста комплекции там точно не разойтись на входе-выходе. Даже без сумок. Крутая лесенка в салоне также удобства не добавляет. Пересесть на такой транспорт из салона своего авто ни у кого желания не возникнет.

Это вам не Оккленд!

Чтобы стать реальной альтернативой личному автотранспорту, троллейбусы и автобусы должны хотя бы сравняться с ним по скорости передвижения и комфорту. Нельзя сказать, чтобы городские власти совсем не думали в этом направлении. Как признал начальник управления по связям с общественностью и СМИ Александр Карпилович, в мэрии сейчас ломают голову над обустройством выделенных полос для общественного транспорта и экстренных служб. Хотя бы на отдельных улицах.

Впрочем, есть и другие способы передвижения по городу. Более полезные для здоровья - пешком или на велосипеде. Отсутствие велодорожек городские власти не считают первоочередной проблемой. Мол, это не всесезоннное средство передвижения. Да и больше подходит для отдыха и поддержания формы, чем в качестве альтернативы транспорту. Вот пусть в парках и катаются.

Но если хотя бы в теплый сезон пересадить часть горожан с автомобилей на велосипеды, то уже польза будет и городу, и горожанам. По статистике сегодня почти треть населения - велосипедисты. Если велосипед станет модным, удобным и безопасным средством передвижения по городу, ряды его фанатов увеличатся.

Пешеходный Владимир

Другая вполне перспективная тема - убедить людей ходить пешком. Разумеется, не из Юрьевца в Доброе. Но в границах улиц Мира, Большой Московской и Большой Нижегородской - отличные пешеходные связи. Этим Владимир выгодно отличается от многих других городов.

Подвижки в этом направлении есть. Как сказал на недавней пресс-конференции сити-менеджер Андрей Шохин, в мэрии хотят сделать пешеходной еще и улицу Девическую. Есть планы снизить транспортную нагрузку и увеличить пешеходные зоны на Большой Московской. Решается вопрос с организацией дополнительной перемычки от Театральной площади до Лыбедской магистрали.

Золотые ворота в плотном кольце автомобильной пробки - то еще зрелище. Главный символ города беречь нужно. Ну и прогулки рядом с интенсивным транспортным потоком, в шуме и выхлопах, не очень приятны. И туристической привлекательности историческому ядру не добавляют. Еще бы заменить со временем троллейбусы на электробусы и убрать уродливые провода - совсем здорово было бы.

Однако если говорить не о прогулках на досуге, а именно о передвижении по городу, то стоит пройтись чуть дальше от исторического центра. Спустимся к Лыбеди по лестнице у Княгинина монастыря. Ровно напротив этой лестницы через дорогу - подъем к другой части города. Но вот чтобы перейти дорогу по «зебре», придется делать крюк. Не провоцирует ли такой разрыв пешеходного маршрута на нарушение ПДД?

К другим сложившимся пешеходным связям строители Лыбеди отнеслись более бережно. Почему в этом месте не поступили также? Аркадию Гершману бросилось в глаза и отсутствие светофоров на некоторых переходах через Лыбедскую магистраль. Он справедливо заметил, что это снижает безопасность пешеходов. Впрочем, наличие светофоров ее тоже не гарантирует.

Многие считают, что без видеокамер на всех перекрестках ситуацию не исправить — спасут только поголовный отлов и жесткий штраф.

- И величина штрафов, и неотвратимость наказания — тут все имеет значение, - убежден Валерьян Шируков. - И камеры очень бы дисциплинировали, помогали бы нам привлекать к ответственности каждого нарушителя. Но не мы устанавливаем камеры и организуем дорожное движение в городе. Мы выставляем наряды ДПС там, где образуются очаги ДТП, патрулируем улицы и в скрытом режиме, на машинах без цветографической разметки. Это предупреждение потенциальным нарушителям - в потоке машин может оказаться и машина ГИБДД без «фирменной» расцветки.

Пока тотальное видеонаблюдение за движением на дорогах остается в планах, горожане живо обсуждают другое новшество - повсеместное огораживание тротуаров у пешеходных переходов. Мнения разделились. Блогеры ругаются. Гершман назвал эти заборчики "актом агрессии по отношению к горожанам". Вторит ему и владимирец Станислав Дорошин, который ведет страницу в ВК «Наш город». Но имеются и другие мнения: слишком велик соблазн, когда торопишься, перейти дорогу рядом с «зеброй».

О безопасности пешеходов в городе хотя бы задумались - порой весьма затейливо, а вот думают ли власти о комфорте жителей. Транспортная (в широком смысле) инфраструктура - тоже часть городской среды и атмосферы.

Читайте также: Во Владимире закрывают центр электронного декларирования

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
12 минут назад Комитету семей воинов Отечества во Владимирской области исполнилось два года
Первый заместитель губернатора Владимирской области Дмитрий Лызлов 21 ноября встретился с активом регионального отделения Комитета семей воинов Отечества. Во время мероприятия участники озвучили свои вопросы. Все обращен…
сегодня в 14:42 В Камешкове постепенно приводят в порядок изношенную дорожную инфраструктуру
В 2024 году по просьбам жителей города Камешково по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» ремонтировали дорожную инфраструктуру. Центральным событием стал капремонт путепровода над железной дорогой, соединяющего дв…