Многофункциональные центры - МФЦ - хотят довести до такой степени совершенства, что граждане, которым нужно решить какой-нибудь вопрос с любыми государственными или муниципальными органами не сомневались, что у них одна дорога – в МФЦ. Там решат все.
Стоит пояснить во избежание путаницы, что новые многофункциональные центры в ряде российских городов c 2014 года стали открываться под брендом «Мои документы». По сути это те же МФЦ, но с другим названием, более напоминающим имя папки в операционной системе Windows. Наверное, это должно внушать гражданам, что многофункциональные центры все более «оцифровываются», компьютеризируются и сливаются в единую информационную сеть, в которой мы все, как и все наше, сосчитаны. Ребрендинг продолжается. Новый проект МФЦ теперь называется МФЦ 2.0, т. е. это те же МФЦ, но в улучшенной версии. Работать она в идеале должна не то что как часы, а как суперкомпьютер: на входе в МФЦ 2.0 – гражданин, жаждущий получить госуслугу (например, зарегистрировать недвижимость или законный брак), а минут через 30 – на выходе тот же счастливый гражданин, оплативший госпошлину и с заветной бумагой с печатью и подписью. Но, скорее всего, электронной.
Но если идти дальше, то, по концепции, гражданам вообще не придется и ходить в эти МФЦ 2.0 и обращаться хотя бы в одно окно. Он может сидеть дома, посылать в эту операционную систему свои просьбы, оплачивать по банковской карте госуслугу и получать эту самую услугу на своем компьютере или смартфоне. Но это – в идеале и, скорее всего, будет уже в версии МФЦ 3.0. И не так и скоро.
На круглом столе председательствовал врио заместителя губернатора Аркадий Боцан-Харченко. Он отметил, что Владимирская область на хорошем счету в деле развития МФЦ, и стоит попробовать и МФЦ 2.0:
- Мы намерены совершенствовать работу МФЦ, это удобный механизм взаимодействия общества и государства. С учетом потребности населения России в оказании качественных услуг Правительство РФ инициировало разработку новой концепции «Центры «Мои документы». Мы собрались, чтобы обсудить эту концепцию с тем, чтобы определить приоритеты дальнейшего развития, - сказал докладчик.
Врио заместителя директора департамента государственного управления Минэкономразвития России Светлана Ширяева отметила, что разработчики концепции «ждут сильной обратной связи с субъектами РФ». Связь уже есть. 1 октября проект был направлен во все субъекты Российской Федерации, а не прошло и месяца как его обсуждают на круглом столе во Владимирской области. Как пояснила Светлана Ширяева, «ключевая идея состоит в том, что у гражданина не должно возникать сомнений куда идти за получением государственных и муниципальных услуг». И он шел только в МФЦ.
Проект будут продвигать пока не по всему фронту, а только по нескольким направлениям. Одно из них – защита прав потребителей. Как МФЦ с этим справится, сказать пока сложно. Но наверняка не будет принимать бракованный товар и возвращать деньги. Другое направление – организация цифрового МФЦ. Для этого немало документов надо будет перевести в цифровую форму в пределах, ограниченных законодательством.
Как признала заместитель руководителя направления «Институт развития МФЦ» Фонда «Центр стратегических разработок» Наталья Яковлева, «скорее всего будут некоторые ошибки, но благодаря вам (Владимирской области — ред.) мы сможем их избежать при внедрении проекта в других регионах. Т.е. наша область оказалась на передовом крае продвижения МФЦ 2.0 в России.
В МФЦ 2.0 будет много необычного. Там будут собирать и биометрические данные и регистрировать пользователей в Единой биометрической системе и «формировать цифровой профиль гражданина». Придумана даже специальная цифровая кабина, в которой можно будет получать услуги без помощи сотрудников МФЦ. Правда, здесь есть одно «но». Как выяснилось, многие граждане, приходящие в МФЦ, категорически не дают согласие на обработку своих персональных данных. А отказать в услуге им не могут, поскольку они принесли с собой паспорт и их личность установлена. Эти граждане уж точно не захотят, чтобы сформировали их «цифровой профиль». Но вряд ли им удастся противостоять прогрессу. Как сказала Светлана Ширяева, в МФЦ должны обслуживать так, чтобы полученное превосходило ожидаемое.
Еще одна тонкость: для МФЦ 2.0 нужны и новые кадры. На круглом столе рассказали, что в недавнем прошлом, чтобы выполнить плановое задание по регистрации объектов недвижимости именно в МФЦ из Росреестра во Владимирской области на работу в МФЦ перебросили 80 квалифицированных сотрудников. А если МФЦ возьмет на себя хотя бы часть функций Пенсионного фонда или УВД?
Но все это дело будущего. До конца года элементы МФЦ 2.0 будут опробовать в 3-5 регионах, среди которых и наша область.
Ранее мы сообщали о том, что во Владимире начал работу новый офис МФЦ. В нем 15 окон обслуживания, из которых пять – «зона бизнеса», где предприниматели могут получить весь комплекс услуг, необходимых для начала и развития своего дела.
Читайте также: Владимирцам представили фирменный стиль Всероссийской переписи населения 2020 года