Справка «ВВ»: Антонина Виноградова (Туманова) с детства занимается росписью по дереву. Выпускница архитектурного института ВлГУ. Член кольчугинского клуба народных ремесел и творчества «Росток» и Владимирского областного клуба мастеров. Работает в стиле «тумановская роспись» около 10 лет, продолжая любимое дело матери Елены Тумановой. Для «тумановской росписи» характерны тонкость и изящество элементов и сдержанность в цветовой гамме: кроме обязательного золотого в росписи всегда присутствуют максимум два-три оттенка.
Сначала маленькая Антонина регулярно не давала маме, архитектору по образованию Елене Тумановой, спать ночами, и та между подходами к ребёнку коротала время, расписывая простые разделочные доски. А спустя годы, когда авторская «тумановская роспись» на панно уже стала узнаваемым брендом, Антонина присоединилась к увлечению своей талантливой матери, добавив в роспись собственную «изюминку». Не зря Елена Туманова называет дочь полноправным соавтором... Сейчас обе представительницы творческой мастерской блистают на выставках и фестивалях, создавая неповторимые панно, изделия для дома и интерьера, картины и украшения.
- Антонина, Елене Сергеевне по факту пришлось придумать, чем занимать себя ночами, когда вы сопели в колыбельке. Как в «тумановскую роспись» пришли вы?
- Скажем так: на «обычной» работе мне не хватало творчества. Возможно, просто появилось желание оставить после себя что-то особенное и осязаемое, а не только воспоминания о том, как я буднично трудилась в офисе. В один прекрасный момент я «созрела» и начала вечерами расписывать панно. Благо даже при самой большой загрузке находить время для того, что тебе интересно, несложно. А я ещё с университета научилась успевать всё.
- Такое творчество вполне может стать хорошим бизнесом, ведь люди любят украшать интерьеры. Думали об этом?
- Никогда — ни я, ни мама. Если ты берёшь в руки кисть и думаешь о продажах, то искусство сразу вот на этом этапе и умирает. Оно живое только, когда ты не можешь не писать. Разумеется, каждый мастер счастлив, когда находит ценителей своей работы, но изначально все стоящие мастера работают исключительно для себя, потому что не делать этого не могут. Если рассуждать о своём творчестве как о потенциальном бизнесе, то поневоле начнёшь думать о заказах, себестоимости, марже, об объёмах и тому подобном. То есть гнать конвейер. А в конвейере нет души, которая обязательна в искусстве.
-Ну почему же? Микеланджело Сикстинскую капеллу по заказу расписывал. Это не помешало ей стать признанным шедевром.
- Микеланджело повезло найти такого заказчика, который готов был оплачивать не гонку на конвейере, а несколько лет его творчества. Это идеальный вариант для гения, живущего в материальном мире. Но всё-таки обычно творчество - отдельно, а бизнес - отдельно. Даже когда мы выставляемся на ярмарках, фестивалях, то думаем прежде всего не о продажах, а о том, что хотим показать свои работы максимальному количеству людей и, конечно, оценить творчество коллег, познакомиться с новыми тенденциями. Если при этом встречаем тех, кому наши работы нравятся, то просто счастливы.
- Сейчас мы наблюдаем какой-то ренессанс рукотворного творчества во Владимирской области: швеи и гончары, мастера по лозе и художники, кружевницы и кузнецы... Кругом таланты!
- Талантов во Владимирской области действительно много. И да, мы все стали активнее участвовать в выставках и фестивалях, во всевозможных конкурсах мастерства, презентовать свои работы в соцсетях. Благо в последние годы в регионе происходило много крупных форумов, которые всегда сопровождались выставками народных промыслов, и это позволило многим мастерам широко заявить о себе. Но это не значит, что раньше они не делали ничего. Просто знали о них и их талантах только в их городе или посёлке. Поэтому чем больше выставок, тем ярче будет этот ренессанс, о котором вы говорите. На такие мероприятия всегда приезжают уникальные люди, которые создают нечто из таких материалов, о которых, кажется, и подумать было нельзя. Так что мы за выставки!
- Идею сувенирного налога одобряете?
- Нас это не коснулась — в «тумановской росписи» нет тех элементов, о которых шла речь. Но я эту идею в принципе не понимаю: фактически мастера, используя в своём творчестве изображение памятников архитектуры Владимирской области, прославляют её на общероссийском и международном уровнях. И что - они должны за это платить? То есть мастерица создаёт авторскую вышивку с изображением Золотых ворот и не может отправить её на конкурс, если не заплатит? Но если творчество у нас — это не коммерция, откуда налог?
- Владимирские создатели оригинальных сувениров часто жалуются на конкуренцию на рынке с дешёвыми китайскими подделками. Вас уже пытались копировать?
- Нас копировать сложно, у нас же на панно роспись ручной работы. С другой стороны, мстёрскую лаковую миниатюру успешно подделывают: штампуют непрактичные коробочки, обклеивают плёнкой и продают туристам, которые не щепетильно относятся к качеству, за считанные копейки. Так что - пока нет, но всё возможно. Конечно, оригинал и подделка - это качественно разные вещи. На тех же ярмарках, фестивалях у некоторых гостей просто шок возникает, когда они своими глазами видят, как за 7-8 часов появляется эта роспись, какая это тонкая и кропотливая работа, и вот тогда уже понимают, что такая вещь не может стоить 100 рублей.
- Вы расписываете не только панно. Часы, шкатулки, украшения... А какую созданную вами вещь вы считаете самой оригинальной? И сколько уже работ на вашем счету?
- Однажды я расписывала напёрстки. Их, как потом выяснилось, приобрела коллекционер из Хабаровского края. Тогда я и узнала, что в мире, оказывается, есть целое сообщество коллекционеров оригинальных напёрстков. В другой раз была статуэтка храма из дерева — его я расписывала, вдохновившись казанским Храмом всех религий. А на конкурсе в Чебоксарах я представляла работу под названием «Орден Великой Победы», после чего жюри посоветовало мне доработать исполнение и подготовить её на Всероссийскую выставку «Салют Победы», что я и сделала. Сейчас мой «Орден» выставлен на смотре-выставке в Твери. По количеству работ не скажу — никогда их не считала. Слышала, что нам как коллекционерам их собрания, считать свои работы категорически нельзя, иначе всё прекратится. Не знаю, так ли это, но испытывать судьбу не буду: очень хочу, чтобы всё продолжалось.
- Семья поддерживает ваше профессиональное хобби? Ведь вы тратите на него время, которое могли бы посвятить ей...
- С мужем мы всегда в одну сторону смотрим. Он гордится моими достижениями. Обожает, как и я, путешествовать. В том числе на фестивали и выставки. Если мне нужна его помощь, я получаю её без вопросов. Родители, разумеется, тоже всегда на моей стороне. Что касается нашего сынишки, то он, в принципе, тоже меня поддерживает — любит смотреть, как я пишу, на своём языке увиденное комментирует... Любит помогать — кисточки макает в краски.
- Учитывая, что авторский стиль у вас уже есть, чего хотели бы добиться в росписи?
- Много чего. Победить на фестивале «Русь мастеровая». Устроить настоящую персональную выставку. Возможно, когда-нибудь набрать учеников. А ещё мечтаю, чтобы наша «тумановская» роспись была признана традиционной. Ближайший план для нас с мамой — достойно показать себя на международном конкурсе «Руками женщины» в начале ноября. А ещё мечтаю попасть на «Салют Победы», основная экспозиция этой выставки разместится в 2020 году в музее на Поклонной горе.
Читайте также: Собинский район «захватил» Владимирский театр