28 ноября 2019 в 18:05

Во Владимире ищут подход к спасению исторического ядра

Фото: Владимир Чучадеев
«ВВ» вновь возвращаются к проблеме исторического центра Владимира. В предыдущих публикациях мы вместе с экспертами пришли к выводу, что сейчас в границах Владимира XII века царит хаос. Историки и архитекторы убеждены, что для сохранения туристической привлекательности города нужен план.

Последние годы на месте ветшающей исторической застройки растут разномастные безвкусные новоделы, не достойные исторического ядра. Собственно, и само ядро с его уникальной объемно-пространственной структурой, исторической средой перестает быть цельным. Оно распадается на глазах, взрывая вековые устои Владимира, сметая историческое сознание горожан и ликвидируя туристический потенциал города, прогулки по которому сейчас малопривлекательны, в то время, как белокаменные памятники способны задержать гостей не больше, чем на 2-3 часа.

«ВВ» уже не раз писали о том, что большая ошибка – отдавать на откуп застройщикам и заказчикам судьбу исторического наследия, тем более, что земля в центре города – находится, в основном, в муниципальной собственности. С учетом значимости места, застройку и ее функциональное назначение здесь должна определять власть. Кстати, так было в имперские и советские времена. Градостроительная политика в самой важной части города должна быть продуманной, комплексной, деликатной, чтобы историческое ядро было центром притяжения жителей и туристов, комфортным, радующим глаз и дающим пищу для души и ума.

Что сейчас для этого есть?

Есть муниципальная программа охраны памятников, утвержденная в 2017 году и рассчитанная до 2023 года. Она включает в себя разработку проектов зон охраны 9 муниципальных памятников (по плану на 2018-2019 – старой аптеки и женской гимназии) и установку информационных табличек. Но понятно, что на эту муниципальную программу в комплексном развитии исторического ядра рассчитывать не приходится.

Есть проект зон охраны исторического ядра, впервые разработанный в 1979 году, в действующей редакции 2010 года не решающий проблему, как сказали наши эксперты. Скоро появится новая его версия, заказанная застройщиками. Пока она не одобрена Минкультом, но рано или поздно, ее доведут до компромиссного варианта. Однако у профессионалов есть серьезные опасения, что с этим документом Владимир историческое ядро потеряет окончательно.

Мы уже рассказывали, что на основе проекта охранных зон 1979 года был разработан уникальный для СССР, подробнейший проект реконструкции исторического ядра, рассчитанный до 2005 года. Но вот что удивительно: проект охранных зон пересматривается уже третий раз. А вопрос об актуализации проекта реконструкции исторического ядра последний раз поднимался в 2010 году… Но за 10 лет этого так и не случилось.

Напомним, он был создан Владимирреставрацией под руководством Игоря Столетова и рассчитан до 2005 года. Более добротной работы по центру с тех пор не было. В основе документа – кропотливые исследования штатного историка мастерской Лидии Дудоровой, которая в архиве нашла информацию и чертежи по каждому дому. Жизнь губернского Владимира она воссоздавала с помощью местных долгожителей. И на основе ее работы принимались потом решения об исторической значимости каждой конкретной постройки и функциональном зонировании центра.

В столетовском проекте реконструкции выделялись 163 памятника и 132 строения, создающие фон исторической застройки. Они стали опорным фондом, который подлежал реставрации и реконструкции под контролем органов охраны памятников. 179 домов в 1980 году были отнесены к временно сохраняемым, судьбу которых планировалось решить позднее. 251 здание было отнесено в разряд ветхих и планировалось под снос с компенсационной застройкой, которая должна была соответствовать историческому облику старого Владимира.

Столетовский проект предлагал решения и социально-экономических задач. Им предусматривалось увеличение населения центра в полтора раза, насыщение исторического ядра магазинами, мастерскими, гостиницами и предприятиями общепита, вывод транспорта с большинства улиц, включая центральную, озеленение. В проекте реконструкции были подробные схемы развития транспортной и коммунальной инфраструктуры.

Функциональная структура центра была решена в соответствии с его исторически сложившейся трехчастной планировкой. Новый город оставался зоной торговли, общепита и индустрии гостеприимства. Мономахов город, где сосредоточены исторические памятники был призван стать и стал музейно-выставочным и культурным пространством. Ветшаный город должен был остаться тихим жилым районом, который, впрочем, по плану приобретал мощное спортивное ядро и центр культурного отдыха молодежи.

Особое место в проекте реконструкции уделялось логистике туристических потоков. В домах по главной улице – тогда она носила имя III Интернационала – и по улице Гагарина планировалось устроить небольшие гостиницы. На подъезде к историческому ядру со стороны Москвы – организовать туристско-информационный центр. Для туристических автобусов предусматривалось аж 5 стоянок! А экскурсионные маршруты в историческом ядре задумывались исключительно пешеходные. Причем речь шла об их разветвленной сети.

Истории и смыслы

Авторы проекта готовили туристам погружение в самобытный мир Владимира средневекового и губернского периодов. Предполагалось сформировать в историческом ядре три крупные музейные зоны. Одна из них включала Золотые ворота, Троицкую церковь, Костел, Спасскую и Георгиевскую церкви, старую аптеку. А дальнейшее развитие этой зоны планировалось в сторону улицы Столярова (ныне Летнеперевозинской), Ново-Гончарной, Щедрина (ныне Вознесенской), Гоголя.

Уже тогда вставал вопрос о повышении экономической эффективности туризма. С этой целью предлагалось обогащать содержание турпрограмм. Например, путем открытия сети предприятий «занимательного» питания – это трактиры с блюдами, приготовленными по аутентичным рецептам. Для этого даже специально восстановили традиции русской кухни.

Одно из таких заведений появилось на Летнеперевозинской, которая на протяжении многих веков была транспортной артерией, ведущей к пристани. В районе этой улицы располагалась рыбная слобода. И трактир с акцентом на блюда из речной рыбы был бы в этой части города сегодня весьма уместен. По крайней мере, значительно лучше непонятного жилого новодела, который сейчас пытаются здесь возвести.

А в советское время на Летнеперевозинской квартировала писательская организация и тайком снимали квартиру Сергей Никитин с Алексеем Фатьяновым. В ней они прятались от многочисленных друзей-приятелей, чтобы успеть закончить обещанные издательствам произведения, а супруга Никитина Клара Михайловна носила им туда еду. Так, в 1954 году на Летнеперевозинской была написана Фатьяновым знаменитая «Ромашка».

По соседству, в бывшей Гончарной слободе, которая располагалась «в лохани» за современным стадионом «Торпедо», и где селились каменщики и кирпичники, обязанные поставлять кирпич для нужд города, наверняка, пользовались бы спросом у туристов и местных жителей гончарные мастерские, по примеру кузницы Бородиных.

Еще столетовским проектом предлагалось создать в центре сеть небольших мастерских с современным уровнем оказания услуг, но с сохранением исторически сложившихся традиций: павильон фотографа Иодко, пекарни, ренсковый погреб, фирменные магазины на месте купеческих лавок.

Культурно-историческое наследие Владимира настолько многообразно, что список идей для тематических прогулок, арт-объектов, архитектурных решений и бизнес-идей неисчерпаем, пока еще сохраняется историческая ткань.

– Развитие центра необходимо вести по стратегическому плану. И это развитие должно подчеркивать идентичность Владимира: ландшафтно-территориальную, культурную и историческую. Сейчас города вступают в беспрецедентную для мировой истории конкуренцию за людские, информационные и денежные потоки. Для современного человека город перестает быть судьбой, он его выбирает! Поэтому так важно создавать не просто здания, а интересную, самобытную среду, – говорит архитектор Александра Лускатова.

Понятно, что сохранение и возрождение исторической среды, в условиях не плановой, как во времена создания проекта реконструкции, а рыночной экономики, требует огромной политической воли от местных властей, а также такта и мастерства от архитекторов. В сложившейся ситуации, которую наши эксперты в предыдущей публикации оценили как критическую, очевидно, нужны жесткие рамки.

Архитектор Ольга Бутрим считает, что стоит попробовать сделать объемно-пространственный регламент, как в Калининграде и Саратове. Он подразумевает более детальное регламентирование застройки по принципу дизайн-кода, в котором прописаны этажность, длина фасада, разрыв между зданиями, процент остекления построек, уклон и тип кровли – вплоть до материалов, пропорций и благоустройства. Это большой иллюстрированный документ, который ограничивает полет фантазии проектировщика и заказчика. Он не запрещает застройку в современном стиле, но призван сделать ее более гармонирующей с исторической средой.

– Но мне кажется, от некачественной архитектуры это не спасет, а слишком детальная регламентация может загнать талантливого архитектора в рамки, которые не позволят ему создать свое лучшее творение. Было бы здорово, если появился бы пилотный проект для какого-нибудь квартала, чтобы посмотреть, как объемно-пространственный регламент сработает во Владимире, – говорит Ольга Бутрим.

А главный архитектор института «Владимиргражданпроект» Николай Волков убежден, что Владимиру давно нужен новый проект реконструкции исторического ядра. И это должно быть сделано на общественные, бюджетные деньги, а не на средства интересантов. Владимир этого заслуживает! И большинство владимирцев вряд ли станет возражать против такой инвестиции в будущее родного города.

Читайте также: Ядерная проблема Владимира: взгляд экспертов

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
11 минут назад Владимирцам рассказали о применении декоративной капусты в ландшафтном дизайне
«На отдыхе в санатории увидела, что цветочные клумбы обрамляют декоративной капустой. Но так и не поняла: это какие-то несъедобные сорта или декоративную капусту тоже можно есть?» - спрашивает читательница «Владимирских…
сегодня в 12:31 Князь Всеволод Большое Гнездо и его жена Мария стали символом многодетной семьи
На Год семьи в России пришелся огромный юбилей - 870 лет со дня рождения великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, который за многодетность получил прозвание Большое Гнездо.