21 декабря 2019 в 14:13

Владимирские студенты на трудовом фронте

Владимирцы в едином порыве старались внести свой вклад в Великую Победу. Каждый на своем месте. Воспоминаниями о том, как это было, с нами поделилась ветеран войны и труда Екатерина Ивановна Кирьянова. Ее учеба во Владимирском химико-механическом техникуме совпала с годами Великой Отечественной войны – с 1941-го по 1945-й. Активная студентка стала не только участницей, но и одним из организаторов трудового фронта в тыловом Владимире.

Из школы в техникум

В сентябре Екатерине Ивановне Кирьяновой (в девичестве Живохиной) исполнилось 94 года. Она не скрывает свой возраст, сохранив прекрасную память, остроумие, интерес к жизни.

- Я с детства была шустрой, - говорит о себе выпускница техникума военной поры.

Екатерина Ивановна родилась в деревне Рамежки Судогодского уезда 27 сентября 1925 года самым младшим, четвёртым ребёнком в семье. В раннем детстве с мамой Ириной Спиридоновной переехала во Владимир. Отец, как многие отцы семейств в наши дни, годами работал на стройках Москвы, потом вернулся во Владимир, строил казармы в Военном городке. В 1934 году Екатерина пошла в школу № 2 (в то время - на улице Муромской), где окончила 4 класса. А с пятого по седьмой класс училась в школе № 5, в старом здании на Студеной горе. Начало войны совпало с важной переменой места учебы.

- В 1941 году я окончила 7 классов, в 8-й нас перевели в 1-ю школу. Но тут мы с подругой Юлей Климовой узнали, что в химико-механический техникум принимают без экзаменов. Родителям не сказали, но пошли туда и - поступили!

Располагался химико-механический техникум тогда (и еще многие годы после войны) в дореволюционном здании на Годовой горе, близ Успенского собора. Так школьница стала студенткой. А вскоре была избрана секретарем комсомольской организации техникума, что означало вести молодежь на труд, подавая соответствующий пример.

Рвы на западе Владимира

Опасность, что враг продвинется на восток дальше Москвы, не исключалась, поэтому Владимир готовили к возможной обороне. Сегодня Екатерина Ивановна живет на западной оконечности города, у завершения проспекта Ленина. А тогда это была улица Ямская, которая выглядела как сельская окраина.

- Сейчас недалеко от нас на этом месте построили 17-этажную высотку, - рассказывает Екатерина Ивановна. – А во время войны нас присылали сюда копать противотанковый ров. Мы копали, а потом с правой стороны военные устанавливали противотанковые ежи. Помню было очень холодно, ребята брали с собой поесть картошки, и она замерзала. Работать было тяжело, но никто не отказывался.

«Вода ледяная, а мы босичищем»

Еще одним трудовым заданием стала заготовка торфа и дров для ТЭЦ. Однажды Екатерину вызвал директор техникума, который очень ей доверял, и поручил по разнарядке отправиться во главе студентов на заготовку торфа, потому что не хватало топлива для сохранения работы владимирской ТЭЦ. Местом назначения студентов была деревня Байгуши.

- Я должна была организовать жилье, распределить ребят по домам в деревне, выяснить, сколько человек разместится в каждой избе. Все это надо было уладить, а также договориться со столовой, когда там примут на обед мою «банду», - вспоминает Екатерина Ивановна. – Но организовывать у меня получалось легко. Торф добывать было намного труднее.

Специальными лопаточками техникумовские ребята (в основном девчата) выкапывали на болоте аккуратные «кирпичики» торфа, которые потом собирали в штабеля и сушили.

- Вода над залежами торфа ледяная, а мы - босичищем. Не было тогда ни резиновых сапог, ни галош. Тогда я заработала радикулит на всю жизнь. Но разве пожалуешься, что у меня ноги озябли? Мне так дороги наши ученики, потому что они никогда не говорили «нет», как бы ни было трудно.

С наступлением зимы в техникум поступила новая разнарядка: направить учащихся в деревню Захарово, пилить лес на дрова. И снова поехали, и снова никто не возразил.

- У нас было всего три парня. Один больно хиленький, малорослый. Мы его даже на работу не брали. Но братья Павлик и Сережа в моей группе были покрепче. Они - сыновья военного - ходили в галифе и гимнастерках. Вот так мы и работали: спилим дерево с корня, потом мальчишки сучки обрубят, а мы, девчонки, начинали на полешки пилить и складывать поленницы. Мне было физически очень тяжело. Настолько, что дома у мамы плакала. Я ведь самая маленькая дочка была, избалованная, - с улыбкой признается Екатерина Ивановна.

Семена с кирпичами

Еще одно ответственное задание дали Екатерине Живохиной в горкоме комсомола - вооружившись одной только керосиновой лампой, ночью охранять семена льна в амбаре в деревне рядом с поселком Ставрово.

Тем временем во Владимире начали строить тракторный завод. Ребята из техникума помогали строителям - подавали им кирпичи... Но интересно, что все эти трудовые вахты продолжались по нескольку недель и не избавляли студентов от главного труда – учебы. Занятия прерывались порой воем сирен воздушной тревоги - перед тем, как над Владимиром появлялись немецкие самолеты, летевшие бомбить Горький. Тогда ребята из техникума срочно спускались в бомбоубежище под горой. Две невзорвавшиеся бомбы упали на Владимир. После чего мужчин из техникума стали больше привлекать к дежурству на крышах – опасались зажигательных бомб.

Кусочек хлеба и стаканчик чая

- В техникуме всё время хотелось есть, - вспоминает Екатерина Ивановна о скудной жизни времен войны. - Нам давали на большую перемену кусочек черного хлеба и стаканчик чаю с сахарином. Дежурным доставались довесочки хлеба тех ребят, которые заболели и не пришли на учебу. Вроде и радость, но заболевших было жалко.

Семью Живохиных выручал огородик на склоне оврага, недалеко от дома на Студеной горе. Там выращивали морковку, свеклу. Свекла в сушеном виде заменяла сахар. С ней пили чай. Кроме того, матери выделили участочек под картошку в пойме Клязьмы.

А вот еще одно воспоминание Екатерины Ивановны о военном времени:

- Мама была хорошей портнихой, обшивала всю родную деревню Рамежки. Односельчане платили ей продуктами, которых в городе было не найти. За 25 километров мама на саночках везла эти продукты из деревни в город. А мы с сестрой ее встречали у старого моста через Клязьму.

Малярия после Победы

День Победы Екатерина встретила на преддипломной практике в подмосковном Кускове. Оттуда было видно салют в столице. Правда, радость окончания войны омрачила тяжелая болезнь – Катя заболела малярией. Лечили хиной, которую выдавали в поликлинике у Золотых ворот. С хиной делали раствор на молоке. Так Екатерина выздоровела, летом 1945 года защитила диплом, а в 1946-м была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В том же году Екатерина Живохина вышла замуж за вернувшегося с фронта Владимира Кирьянова, который посвятил себя службе в органах госбезопасности. У пары родился сын Валерий.

О послевоенной жизни Екатерины Ивановны Кирьяновой надо рассказывать особо. Например, о том, как в 1951 году вместе с мужем и сыном отправилась в Афганистан на три года, где супруг служил в советском посольстве. Или как она 33 года работала на «Электроприборе», став кавалером ордена Трудового Красного Знамени... Каждый год участница и свидетельница событий целой эпохи в истории Владимира Екатерина Ивановна с законной гордостью надевает награды и идет 9 Мая на площадь Победы. Той Победы, которую приближала, как могла.

Читайте также: Блокадник: «За хлебным пайком ходил я – как самый выносливый и ответственный»

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:42 За попытку поджога отделения полиции задержана 73-летняя жительница Петушков
В субботу вечером, 21 декабря, в городе Петушки Владимирской области местная жительница попыталась сжечь здание районного отдела МВД. Пламя удалось оперативно ликвидировать, поджигательницу задержали полицейские. Возбужд…
вчера в 14:34 Владимирцам рассказали о применении декоративной капусты в ландшафтном дизайне
«На отдыхе в санатории увидела, что цветочные клумбы обрамляют декоративной капустой. Но так и не поняла: это какие-то несъедобные сорта или декоративную капусту тоже можно есть?» - спрашивает читательница «Владимирских…