Развод по-утреннему
Эта часть базируется во Владимире, на улице Горького, 46 - прямо по соседству с Главным управлением МЧС по Владимирской области. Не так давно здание перестроили заново.
Мы приехали к самому началу рабочего дня очередного караула, заступавшего на суточное дежурство, - и в 8 утра стали свидетелями ежедневной утренней процедуры – развода, на котором второй караул сдавал смену третьему. Такое происходит утром во всех пожарных частях по всей России. Караулы - пожарные-бойцы и водители - выстроились в две шеренги лицом друг к другу. Во главе построения - начальник пожарной части Дмитрий Сироткин и его зам Вячеслав Соколов.
Капитан внутренней службы Дмитрий Сироткин сообщает караулам важнейшие итоги предыдущего дежурства и приоритеты нового. Обращает внимание на прием-передачу дежурства, исправность оборудования. И добавляет, что сегодня в части работают корреспонденты.
Гараж оживает, когда для проверки запускаются двигатели автомобилей. Машины выезжают на улицу. Выпускают опоры автолестницы. Кратко взвизгивают сирены. Водители проверяют уровень горюче-смазочных материалов, состояние тормозных и пневмосистем.
- Мы являемся оперативным подразделением, - объясняет капитан Сироткин. - Поэтому самое важное для нас - боеготовность, ежеминутная. Даже ежесекундная. Поэтому караулы, которых у нас в подразделении четыре, обязаны принимать и проверять работоспособность любого оборудования перед дежурством. Оно должно безотказно сработать на тушении пожара.
Пожарные и командиры отделений принимают оборудование, которое находится в отсеках автомобилей: проверяют его исправность и чистоту. Независимо от погоды после каждого выезда пожарный автомобиль должен быть приведен в боеготовность к повторному выезду в течение 40 минут после возвращения с места пожара или ДТП.
Одна минута дается на выезд по тревоге. Через минуту после получения команды пожарных уже не должно быть в подразделении. И в течение 10 минут в черте города они обязаны прибыть к месту пожара.
В промежутках между выездами по тревоге пожарные постоянно наводят порядок, что-то сами по возможности ремонтируют, проводят теоретические занятия в специальном классе и практические тренировки.
Девять минут на деблокировку
Как раз в этот день сотрудники ПСЧ-2 решили устроить тренировку по проведению аварийно-спасательных работ при ДТП, а именно - по спасению людей, зажатых в поврежденном автомобиле.
Это не только реальная рабочая ситуация, но и вид соревнований между пожарными подразделениями. Оказалось, что в ПСЧ-2 служат настоящие мастера такого профиля. В прошлом году команда из подразделения капитана Сироткина выиграла городской и областной этапы состязаний, а затем выступила на всероссийском «чемпионате» в Воронеже. В реальной обстановке такая операция по спасению людей пожарным выпадает нечасто, но согласитесь — для тех, ради кого спасатели отрабатывают эти навыки, это вопрос жизни...
В тренировке участвовали замначальника части Вячеслав Соколов, помощник начальника караула Дмитрий Тимофеев, командир отделения Евгений Дурных и водитель Алексей Орлов.
Для отработки слаженных действий у пожарных 2-й части есть тренажер в виде старой автомашины «Волга». По условиям задания, двое пострадавших — водитель и пассажир в ДТП заблокированы на передних сиденьях. В роли условно пострадавших выступают тоже пожарные - в касках.
- Почему не манекены?
- Такие действия только на живых людях надо отрабатывать! – уточняет Сироткин.
Пожарные готовы к старту. Они в полном боевом обмундировании, в касках, в защитных очках (поскольку придется резать металл). Задача - извлечь «пострадавших» из машины, практически полностью ее разобрав, не нанести людям дополнительных повреждений и оказать им первую помощь. Но сначала надо стабилизировать автомобиль с помощью домкратов и противооткатов.
Спасательная команда начинает выполнять задание. Один сотрудник проводит осмотр и сообщает остальным обстановку. Зона ограждается. Как уже сказано, срезая двери и крышу, спасателям надо не поранить «пострадавших», на которых первым делом надевают шейные корсеты, поскольку по условиям задания у обоих - травмы спины.
Пожарные ловко орудуют 20-килограммовыми аккумуляторными инструментами, которые режут, сжимают и разжимают металл, создавая усилие в 800 атмосфер. Все происходит в определенной последовательности: пока авто не стабилизируют, нельзя залезать внутрь. «Пострадавших» укрывают специальными покрывалами, чтобы на них не попали осколки стекла.
Прежде чем срезать крышу, один из пожарных забирается внутрь через заднее окно для контроля состояния условно пострадавших. И вот дело пошло - машина быстро лишается дверей и крыши.
Теперь надо убрать спинки сидений и разместить пострадавших на твердых носилках. Кроме «поврежденных позвоночников», дело осложняется другими травмами. У водителя - условный перелом ноги. Ему накладывают шину. У «пассажира» - перелом левой руки, которая как назло в глубине салона, и доступ к ней затруднен.
Но в итоге люди высвобождены, получили первую помощь и готовы к транспортировке в больницу. На все про все ушло 9 минут.
- Хороший результат, - сдержанно одобряет начальник части. - Без подготовки может потребоваться до 20 минут.
Картины и противогазы
По словам Сироткина, пожарная часть № 2 охраняет объекты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а также территорию в границах Октябрьского района. Начальник части — урожденный владимирец. Профессию пожарного выбрал сам, такой традиции до него в семье не было.
- После школы я долго не мог определиться, с какой работой связать свою жизнь, - говорит капитан. - На тот момент очень сильно развивалось МЧС, это и медийно освещалось очень широко. Меня очень заинтересовала пожарно-спасательная работа, стал узнавать, где можно получить высшее образование по этой специальности. Узнал, где - в Ивановском институте государственной противопожарной службы МЧС России (ныне пожарно-спасательная Академия МЧС). Поступил с первого раза.
Сироткин провел для нас экскурсию по части. По-хорошему удивляет комната отдыха караула. Здесь пожарные проводят свободное время, когда позволяет распорядок.
- Мы ее облагородили по своей инициативе, - рассказывает капитан.
Входим и удивляемся — во всю стену — картина, которую по просьбе коллектива части нарисовала студентка института искусств и художественного образования ВлГУ Татьяна Гришина. Полотно символически отражает связь времен – прошлого и современности. В левой, черно-белой половине изображена работа пожарных в давние советские годы, с воспроизведением техники и одежды пожарных десятилетия назад. А справа – борьба с пожаром в наши дни. Даже толпы зевак, наблюдающих за тушением, нарисованы. Посыл очевиден: во все времена суть работы пожарных не меняется, а вот техника, обмундирование, транспорт и прочее, конечно, осовременились. Напротив еще одна картина - дореволюционное пожарное депо Владимира. Также комната украшена элементами оборудования из прошлого - и старой формой пожарных.
Еще одну историческую коллекцию прежнего советского пожарного оборудования мы обнаруживаем в учебном классе, где проводятся теоретические занятия для сотрудников части. Дмитрий Сироткин показывает нам один из экспонатов.
- Сейчас у нас дыхательные аппараты со сжатым воздухом, а раньше применялись вот такие кислородно-изолирующие противогазы, которые фильтруют воздух, - рассказывает начальник части. - У воздушного баллона срок действия 1 час, а при тяжелых нагрузках и того меньше. Время защитного действия кислородно-изолирующих противогазов - два часа. Но большой минус, если сильно повышалась температура воздуха при работе, оказывая такое воздействие, от которого у пожарных очень страдали зубы. Была раньше такая профессиональная болезнь у пожарных.
Но даже сейчас, с новым оборудованием, вообще редко у кого хватает здоровья, чтобы оставаться служить в пожарной охране уже после 20 лет стажа, когда огнеборцы получают право на пенсию. Однако есть такие стойкие сотрудники, которые остаются в частях сверх «нормативного» возраста. Опытных здесь ценят особо:
- Если сформировать караул из одной молодежи, пусть даже амбициозной и спортивной, может не хватить того костяка, который образуют как раз опытные работники, - уверен капитан Сироткин.
Дорогу спецмашинам!
Самые ходовые специальности в части - это пожарный и водитель. Для того, чтобы стать аттестованным сотрудником пожарной охраны, необходимо отслужить в армии. Категория здоровья - строго А1.
- Причем при прохождении военно-врачебной комиссии будут предъявлены более жесткие требования к претендентам на должность пожарного, потому что им придется работать в средствах защиты органов дыхания — в дыхательных аппаратах, - объясняет Дмитрий Сироткин. - Поэтому требования по здоровью у нас, может быть, не такие, как к космонавтам, но тоже усиленные.
Знакомимся с сотрудниками. Прапорщик Алексей Орлов — водитель. Причем лучший водитель части на данный момент. Как рассказал Алексей, он уже в армии служил пожарным, только бойцом. После армии решил снова вернуться к знакомому делу. Родом он из Юрьев-Польского, где начинал после службы вольнонаемным пожарным. Сегодня Орлов умело водит любую из автомашин в ПСЧ-2. Его главная задача на пожаре – вовремя доставить личный состав и беспрепятственно подавать воду для тушения.
Казалось бы, пожарной машине с проблесковым маячком и сиреной везде у нас дорога. Но не всегда:
- Преимущества у пожарных фактически нет. Все равно надо убедиться, что тебе уступают, - говорит Алексей. - Водитель всегда отвечает за соблюдение правил на дороге. Где бы что ни горело, это при аварии оправданием не будет.
Орлов призывает жителей парковать свой личный транспорт во дворах таким образом, чтобы спецтехника при необходимости могла проехать.
Старший сержант командир отделения Евгений Дурных из села Ославское тоже пришел в пожарную часть после армии. Сегодня он один из лучших в части.
- Я работаю четыре с половиной года, - рассказывает Евгений. – Почему здесь? Мне понравилась служба в армии. Это мне нравится больше, чем обычная гражданская работа. Поступил в часть пожарным. Потом прошел обучение в Подольске на командира отделения.
Евгений на своем примере подтвердил слова руководителя части о том, как важен опыт:
- С годами и количеством выездов приходит спокойствие. Потому что поначалу, когда вызывают по тревоге, едешь и очень волнуешься, не зная, что там будет. Может, мусор горит, а может, люди в опасности. И боишься - не за себя, а за то, что вдруг не спасу, не вытащу, промешкаю и опоздаю. А ребята постарше всегда помогают советом, ободряют.
А еще Евгений уверен, что пожарному для долгой службы обязательно нужно чувство юмора:
- В постоянном напряжении долго не выдержишь. Бывает, когда долго нет пожаров и выездов, то шутки разнообразят нашу жизнь.
Шутят парни знатно:
- У нас принято, что как только новый боец пришел в пожарную часть, его нужно на первом пожаре на удачу обязательно из ствола облить водой, - улыбается наш собеседник. - Не важно, что тушим - мусорный контейнер или жилой дом, зимой или летом. Когда я пришел на службу, меня вот так 1 декабря окатили! Еще есть обычай, когда караул после дежурства разъезжается по домам, то не надо прощаться, пожимая товарищам руки. Это плохая примета – потом встретимся на пожаре, уже будучи в резерве. И мигалку на пожарной машине тереть тоже не стоит…
- Евгений, смотрите ли фильмы про пожарных, в том числе американские? Похоже на правду?
- Смотрю редко. Но мне нравится фильм «Обратная тяга». Он более реалистичный, чем другие. Может, потому что снят давно, еще в 90-е, добротно. А современные сериалы вызывают смех. Ничего связанного с реальностью там практически нет.
Ударим с лафета
В «боевой состав» пожарных частей женщин не берут, работа физически слишком тяжелая. Но в пункте связи убеждаемся, что даже в почти сплошь мужском коллективе без женщин никак нельзя. За пультом - диспетчер Ирина Королева. Одно из окон ее кабинета выходит прямо на ряд пожарных машин в гараже. При этом Ирина — из пожарной династии, огнеборцами служили ее муж и брат. А она работает диспетчером уже более 10 лет.
Диспетчер — это, по сути, «информационное сердце» караула. Она не только должна принять и передать сигнал о вызове на пожар, но и выдать путевой лист караулу, служебную документацию на объект, к которому едет машина. Стеллаж напротив Ирины забит папками с описанием особенностей социально значимых и опасных объектов в зоне обслуживания части. Нужную папку начальник караула берет с собой и быстро просматривает, пока пожарный автомобиль мчится на место происшествия. Ну а когда затяжной пожар и на него уезжают караулы, диспетчер все так же несет службу и не может уйти с поста ни на секунду.
Одно из самых волнительных дежурств на памяти Ирины Королевой было в марте 2013 года, когда пожарные во главе с Михаилом Лисовым спасли на пожаре жителей дома на Октябрьском проспекте, буквально в минуте езды от части.
Тем временем, пока мы разговаривали, сигнала о пожаре все не было. К счастью, конечно. Огнеборцы при нас испытали в действии мощное орудие против пожара – лафетный ствол. Он действует как водяная пушка - как раз с лафета, а не из рук. Дмитрий Сироткин объяснил, что лафетный ствол используют, когда есть необходимость подачи большого расхода воды на дальнее расстояние, потому что близко к огню не подойти. Лафетные стволы эффективны при тушении нефтебаз, больших площадок с лесозаготовками, торговых центров, где товары хранятся на высоких стеллажах…
Напоследок расспрашиваем Дмитрия, при любом ли возгорании, даже небольшом, надо звонить в пожарную охрану.
- Лучше сразу нас вызвать, а потом уже принимать меры к спасению людей и так далее. Потому что в первую очередь важен временной показатель. Чем раньше мы приедем, тем лучше. Чем дольше вы откладываете вызов, тем более глобальную форму может принять пожар.
Читайте также: Вопросы пожарной безопасности в социальных учреждениях обсудили во Владимире