21 марта 2021 в 12:05

Генерал из Кольчугино строил всё и не боялся спорить с Берией

В апреле 1946 года наш земляк уроженец Павел Зернов получил правительственное задание: возглавить «КБ-11» - сверхсекретный центр по разработке отечественного ядерного оружия. К тому моменту легендарная личность, генерал инженерно-танковой службы, заместитель министра Зернов уже давно доказал, что для него в принципе нет невыполнимых заданий.

А начинал Зернов свой яркий путь знаменитого генерала военной индустрии… подростком-батраком на малой родине во Владимирской губернии. Он родился 19 января 1905 года в деревне Литвиново, которая сейчас входит в черту города Кольчугино. Вот что сам Павел Михайлович, много лет спустя, уже став дважды Героем Социалистического труда, вспоминал о начале своей трудовой жизни:

«Проработал батраком около 1,5 лет и в июне 1919 года поступил через биржу труда на Кольчугинский завод, сначала рассыльным, а потом рабочим… На заводе (мне было 15 лет) вступил в ряды комсомола. Была у меня тогда мечта – хотел уехать на фронт вместе с другими комсомольцами завода. Записали меня добровольцем, а поехал я вместе с товарищами… возить дрова для завода. Задание было выполнено, и до весны 20-го года завод был обеспечен местным топливом».

Павел Зернов

Антикризисный менеджер в СССР

Начав с перевозки дров, Зернов вскоре стал комсомольским вожаком завода, а в 1925 году – целого района. В 1926 году он уехал учиться в Москву. Сначала - на рабфак имени Артёма. Затем - в МВТУ имени Баумана. Стал инженером-механиком по двигателям внутреннего сгорания. Остается в Бауманке аспирантом, работал в лаборатории, преподавал. Но он - эффективнейший практик. Как бы сейчас сказали «антикризисный менеджер».

Уже в 33 года Павел Зернов - начальник союзного Главка тракторной промышленности, в 34 – заместитель наркома среднего машиностроения СССР. То он добивался успеха на ленинградском заводе, где по немецким чертежам строили дизельные двигатели для подлодок (что поначалу не получалось), то налаживал работу тракторных заводов, то курировал выпуск грузовиков на гусеничном ходу...

В 1940 году нашему земляку поручили запуск отечественной стандартизации. Наверху понимали: без стандартов не добиться стабильного качества продукции. И Зернов стал председателем Всесоюзного комитета стандартов при СовНарКоме. Ситуация была интересная — главные инженеры шли под суд за проблемы с качеством, а стандарты еще не созданы... «Запущенность дела стандартизации и суровость мер наказания за несоблюдение стандартов вызывали необходимость принятия быстрых решений», - вспоминал один из соратников Павла Зернова.

Но такие задания требовали работать круглосуточно. Однажды на докладе в ЦК Зернов просто потерял сознание, потому что накануне не спал семь суток подряд. Так его же и отчитали – мол, успевай все, но высыпайся и имей бодрый вид...

Война, танки и «хозяйство Зернова»

К началу войны Павел Зернов стал заместителем наркома тракторной промышленности, генералом инженерно-танковой службы, и делал все, что поручали. Увеличь в 10 раз выпуск крупнокалиберных пулеметов на подмосковном заводе – Зернов делает. Запусти производство танков на Харьковском тракторном – исполнено. А когда немцы подошли к Харькову. Зернов до последнего занимался эвакуацией завода и покинул город перед приходом врага на последнем самолете, еле уместившись в бомбовом отсеке.

Эвакуация заводов на Урал - тоже его дело. Как и отладка производства в Ленинграде. Летом 1942 года Сталин поставил Зернову персональную задачу – начать выпуск танков в Сталинграде, к которому уже приближался фронт. И Зернов снова справился. Под бомбежками появился фактически новый танковый завод на базе сталинградской судоверфи.

«Дело стало налаживаться, но обстановка на фронте усложнилась, немцы вышли к Сталинграду. И в этих условиях мы продолжали работать. Танки из ворот завода шли прямо на фронт», - вспоминал потом сам Зернов.

Он также налаживал конвейерное производство танков в Челябинске, в три раза наращивал выпуск танков Т-34 в Нижнем Тагиле.

После Сталинградской битвы, когда город лежал в руинах, именно наш земляк разработал и подписал план возрождения Сталинграда. Он же в 1944-м руководил постройкой первого варианта крымского моста, который должен был соединить Кавказское побережье и Крым в районе Керчи. Правда, тот - первый крымский мост не устоял под натиском ледохода, и его решили не восстанавливать.

Уже на исходе войны Зернова направили на 1-й Белорусский фронт - заняться оценкой состояния и планом восстановления промышленности Германии. Так что главный конструктор отечественного ядерного объекта Юрий Харитон, который прибыл в мае 1945 года ознакомиться с тем, что осталось от ядерного проекта нацистов, обнаружил под Берлином указатели с надписью «Хозяйство Зернова». Да, наш Зернов уже был там!

За ядерный паритет

Харитон и Зернов познакомились лично, когда их назначили назначили руководить новым оборонным «наукоградом» на базе скромного поселка у стен знаменитого монастыря - Саровской пустыни. Там создали базу № 112 Главгорстроя СССР - КБ-11 (ВНИИИЭФ). Это было начало знаменитого «Арзамаса-16», нынешнего Сарова.

Первым директором КБ-11 в 1946 году стал Павел Зернов, а главным конструктором – Юрий Харитон. По открытым документам, они занимались разработкой реактивных двигателей. А в реальности срочно создавали отечественное ядерное оружие, чтобы добиться паритета с США, которая атомную бомбу к тому моменту уже использовала!

За четыре года, что Зернов руководил КБ-11, он начал, кроме самого ядерного объекта, строительство нового города со всей инфраструктурой: домами, школами, детсадами и даже театром. Зернов стягивал в КБ-11 со всей страны лучших ученых, инженеров, рабочих. Руководил освоением технологий. Спорил с Берией, который транслировал недовольство Сталина недостаточными темпами создания атомной бомбы. Зернов убеждал Берию, что это задача сложная, а не ученые плохие. При этом Зернов старался сохранить храмы Саровской пустыни.

В 1949 году состоялись первые испытания атомной бомбы в СССР. Зернов на них присутствовал. А потом получил первое звание Героя Социалистического труда и первую Сталинскую премию. А в 1950 году у него случился тяжелый инфаркт. Генерал на семь месяцев вышел из рабочего графика и уже не смог продолжить работу в КБ-11.

В 1951 году его перевели в Москву. Он второй раз стал лауреатом Сталинской премии. С 1954 года работал замминистра среднего машиностроения СССР, развивая новые производства. За успехи ему присвоили второе звание Героя Социалистического труда и Ленинскую премию. При этом Зернов по-прежнему занимался ядерным проектом.

Павел Зернов ушел из жизни 7 февраля 1964 года. Ему было всего 59. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Дважды Герой Социалистического труда, удостоен 4-х орденов Ленина, орденов Трудового Красного Знамени, Кутузова 1-й и 2-й степеней. В родной деревне Литвиново установлен бюст героя.

Читайте также: Герой-танкист из Гусь-Хрустального района сражался с первого до последнего дня войны

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 09:20 Во Владимирской области начали раздавать Георгиевские ленточки ко Дню Победы
Во Владимирской области, как и в целом по России, в преддверии Дня Победы стартовала акция «Георгиевская ленточка». До 9 мая получить ленточку можно на улицах городов и поселков нашего региона.
сегодня в 08:55 Во Владимирской области идет Всемирная неделя иммунизации населения
Каждый год в последнюю неделю апреля проходит Всемирная неделя иммунизации. В эти дни активно выступают эпидемиологи и инфекционисты, объясняют, насколько важны прививки для сохранения здоровья людей всех возрастов: от г…