Как отмечали новогодние праздники во Владимире 100-150 лет назад. Жизнь владимирцев в прошлом, как, впрочем, и в настоящем, состояла из череды будней и праздников. Будни были наполнены трудами и заботами. Серые будни прерывали праздники. Праздничных дней в России XIX века было много: 140-150 в году.
Праздники - старые и новыеСамыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарем. Календарные праздники начинались в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето». Они продолжались весь год, а заканчивались поздней осенью после сбора урожая (Святки, Масленица, Семик, праздник Ивана Купалы и др.).
После принятия христианства на Руси получили распространение православные праздники, которые были посвящены событиям священной истории, особо чтимым святым, чудотворным иконам.
Эпоха Петра I стала временем рождения в России гражданских праздников. И главный среди них ‑ Новый год. Вот уже три с лишним столетия Россия отмечает наступление Нового года 1 января. Последний раз Новый год встречали осенью 1 сентября в 1699 году. А через 4 месяца, в декабре, был обнародован царский указ о том, что «ради лучшего согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» повелено «лета исчисляти с 1 генваря». В царском указе говорилось, что с 1 января настанет новый, 1700 год от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как было до сих пор. В этот день следовало украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, в знак веселья предписано друг друга поздравлять с Новым годом. На Красной площади назначены были огненные потехи и велено было по дворам стрелять из пушек и мушкетов. С тех пор мы и обречены на елки и фейерверки в новогоднюю ночь.
«Магия
первого дня»
Но по церковным святцам на 1 января приходился день святого Василия Великого. В народе его прозвали Василий Кесаретий (Кесарийский), т.к. святой был родом из города Кесарии в Палестине. С Васильевым днем были связаны представления о т.н. «магии первого дня». Так, например, чтобы хорошо одеваться круглый год, для встречи Нового года следовало надеть хорошую новую одежду. Люди были убеждены, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. Под Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка ‑ не оттуда ли пошла привычка отдавать все долги в старом году? А получить деньги в этот день считалось очень удачным - это предвещало прибыль в новом году.
Многие обряды, связанные с Васильевым днем, закрепились за Новым годом. Непременным угощением на Васильев день помимо каш, колбас, вареного или жареного мяса был поросенок. Он символизировал достаток, плодовитость, благополучие в семье. Владимирский гимназист Александр Столетов, будущий профессор физики Московского университета, в своей рукописи «Мои воспоминания» (1854 г.) описывал праздничную трапезу у своей тетушки Натальи Михайловны: «Однажды, съевши полпоросенка и думая, что никто этого не заметил, она вдруг стала уверять, что поросячье мясо ей вредно, что она боится последствий, и она на этом основании съела еще весьма значительную порцию телятины». Дневниковые записи детей Столетовых Александра и Анны свидетельствуют - у владимирцев среднего достатка на праздничном столе могло быть шампанское, водка, херес, другие вина, колбаса («Итальянская», «Вестфальская» и т.п.), сельдь, икра, сыр, сардинки, ветчина. На второе подавали жареного гуся, на десерт ‑ сладкий пирог, безе, пастилу. Даже зимой ели крымские яблоки, груши и апельсины.
Канун
Накануне праздников заметно оживлялась рыночная и магазинная торговля. Гуся можно было купить за 1,8-2 рубля. Фунт (410 грамм) телятины - за 5-10 копеек. Баранины ‑ за 14-15 копеек. Десяток яиц ‑ 30-35 копеек, бутылка красного вина стоила 30-40 копеек. Понятно, что возможности у всех были разные. Так, младшие учителя получали 400 рублей в год, а старшие ‑ 650 рублей, фельдшер зарабатывал 250-300 рублей, а жалованье городского головы составляло 3000 рублей.
Однако в череде предпраздничных хлопот самые трогательные были связаны с устройством елки. Это отмечал в своих воспоминаниях наш земляк академик Благонравов. В детстве его душу волновали предпраздничные заботы. Его память сохранила события, связанные с этими торжественными днями. Ежегодно родители Анатолия выписывали красочный каталог фирмы «Базар марок», где рекламировались елочные игрушки и украшения. «Получение посылки в двух больших картонных коробах доставляло мне особое удовольствие при их распаковке. Не меньшее удовольствие связывалось с оборудованием елки, развешиванием картонажей и мишуры, в чем я принимал самое активное участие», ‑ вспоминал он. Рассылкой заказанных наборов игрушек занимались известные фирмы «Мюр и Мерилиз» и «Товарищество Кувшинова».
Владимирские газеты начала XX века пестрели рекламными объявлениями: «В магазине товарищества Келлер и Ко открыт Рождественский базар. Разнообразие елочных украшений и дешевые цены. Специально для танцев и детских вечеров: битва конфетти и серпантина. Интересно для взрослых и детей: разнообразные комнатные фейерверки. Большая улица. Дом Петровских». Украсить елку можно было стеклянными шарами всего по 2 копейки за штуку. Коробка елочных свечей стоила 25 копеек. А фейерверк с выстрелом ‑ 5 копеек.
Елки
домашние...
Во Владимире уже с начала 1850-х годов в домах состоятельных горожан ставили елки. Как следует из известных мемуарных источников, праздник у елки отмечали, встречая новый 1853 год, в семье Мего ‑ инженерного офицера, с которым дружили Столетовы. Вот как об этом рассказывает гимназист Саша Столетов: «Но вот наступает Новый год, новое счастие, как говорят при поздравлении; приглашенные накануне нового года на елку к Мего, мы пришли со всем семейством. Нас провели окольными путями в столовую; зала была до времени закрыта со всех сторон: там готовилось торжество. Время до открытия елки мы весело провели в разговорах; многие не раз покушались проникнуть взором в таинственную залу. Но вот двери залы растворены, мы вошли, и глазам нашим представилась богато убранная и освещенная елка. Чего на ней не было: орехи грецкие, финики, изюм, конфекты всех сортов, мармелад, яблоки золоченые и не золоченые и многое другое, очень приятное для взора; но еще более приятное для вкуса. И все это было съедено в несколько часов, кроме бонбоньерок с яблоками и конфектами, полученных каждым из нас из рук Варвары Платоновны. Уничтоживши елку, натанцевавшись досыта, сели ужинать. Вот раздался заветный бой часов; начались поздравления, танцы, шампанское. Приехали мы домой очень поздно, 1-го января 1853 года».
... и елки
публичные
Публичные елки во Владимире проходили в Дворянском доме в Рождество, которое считалось детским праздником. Так, 29 декабря 1868 года «в великолепных залах дворянского дома была устроена елка. Посередине большой залы возвышалась почти до потолка елка, увешанная фруктами, конфетами и сюрпризами; на столе, устроенном вокруг елки, разложены лакомства. На другом столе находились особые подарки, состоявшие из множества игрушек и вещей, соответствующих детскому возрасту. На каждом подарке был билет с нумером; дети подходили к вазе, в которой находились свернутые билеты, вынимали каждый по одному, и вынутый нумер указывал на выигранный в эту лотерею подарок. Никто не остался без сюрприза, все были довольны. Посетителей вместе с детьми было до 350 человек. Устройство этого праздника взял на себя уважаемый Василий Николаевич де-Лазари. Он нарочно ездил в Москву для выбора сюрпризов и подарков. И дети, и отцы их, и матери долго сохранят в памяти искреннюю признательность почтенному распорядителю за его хлопоты». Дети, для которых была организована великолепная елка, происходили из знатных дворянских или богатых семей (губернатора Струкова, Алябьевых, Протасьевых, генерал-майора Коптева, городского головы, купца Никитина и других).
26 декабря 1898-го, а потом и 1899 года жена губернатора Цеймерн, исполнявшая обязанности попечительницы Александринского детского приюта, организовала в своем доме елку для девочек - воспитанниц приюта. На устройство праздника, подарки для детей и нужды заведения его попечители ‑ крупные предприниматели Бурылин, Кокушкин, Никитин и другие сделали денежные пожертвования. Некоторые прислали сладости к столу, елочные украшения, подарки. «Ровно в 6 часов вечера была зажжена елка. Собравшиеся дети пропели праздничный тропарь и кондак «Рождество твое, Христе Боже наш». После сего дети надели на себя елочные колпачки и, окружив елку, пели хороводные песни, танцевали. Невозможно было без восторга смотреть на этих малюток, от всей души веселившихся. Около 8 часов елка была потушена и бывшие на ней, а также на столах, игрушки и сласти были розданы, причем на долю старших достались деревянные с замками шкатулочки, а маленькие дети получили по прекрасно одетой кукле. Каждая девочка получила по платку и ситцу на платье. Часть сластей и подарков была отослана девятерым призреваемым в училище слепым детям».
В большинстве начальных, ремесленных школ и гимназий тоже устраивали елки, где дети веселились, танцевали, водили хороводы и, конечно же, получали подарки.