Как отмечали Рождество и Святки во Владимире XIX ‑ начала XX века? Публикация сотрудницы Владимиро-Суздальского музея-заповедника Ольги Николаевны Суслиной о том, как отмечали наши предки Новый год («ВВ», 27 декабря 2012 года, «Принес Бог гостя, дал хозяину пир»), вызвала большой интерес наших читателей. По нашей просьбе автор подготовила еще один исторический материал ‑ на этот раз о том, как владимирцы отмечали Рождество и Святки. Предлагаем его вашему вниманию.
Когда календарь был еще юлианским...
Каждая владимирская семья в XIX веке традиционно соотносила ритм и уклад своей жизни с православным календарным кругом. Одним из самых почитаемых православных праздников во все времена было Рождество Христово. Ему предшествовал длительный 40-дневный Рождественский (Филиппов) пост, который приближал верующих к великому торжеству. Рождественский сочельник ‑ 24 декабря (6 января по новому стилю) считался днем усиленного приготовления к празднику. В этот день православные не ели «до первой звезды» ‑ символа звезды Вифлеемской. После вечернего богослужения в церкви все домочадцы собирались за столом, главным блюдом которого было сочиво ‑ постное блюдо из пшеницы или риса с медом и фруктами (отсюда и название дня ‑ сочельник). Люди, придерживавшиеся благочестивых обычаев, поста не нарушали: по церковному уставу разрешалось вкушать хлеб пшеничный, оладьи медовые, пироги постные, толокно, кисель.
Ежегодно 24‑25 декабря совершалась Божественная литургия в Крестовой церкви Рождественского монастыря Владимира епископом Владимирским и Суздальским с участием соборного духовенства. После литургии и молебна 25 декабря в Архиерейский зал собиралась светская власть: губернатор, военные и гражданские чины, почетное купечество города, владимирское духовенство и корпорация духовно-учебных заведений для принесения поздравлений Его Преосвященству и губернатору.
Рядовые владимирцы в праздник шли в свои приходские церкви. Так, купеческая дочь Анна Столетова в своем дневнике за 1861 год отмечает: «Декабрь. 25. В Рождество Христово все были у обедни».
Утром, после ранней обедни, наступало разговенье. Заканчивалась Рождественская ночь, наступал долгожданный праздник: «Пост ‑ пости, а праздник ‑ празднуй».
Примечательной чертой рождественского, а порой и предрождественского времени, был обычай колядования или славления ‑ своеобразного поздравления домохозяев с праздником. Дети в сочельник ходили группами от двора ко двору и пели «каледу», как ее называли во Владимирском уезде. В домах заранее были напечены сочни в виде круглой лепешки, которыми угощали колядовщиков. В селе Добром «каледа» пелась накануне праздника Рождества. Мальчики и девочки в сумерки ходили по домам и пели:
Каледа, Маледа!
Летела пава
Через сине море,
Ронила пава перья
Кому эти перья брать будет?
Такому-то (величают хозяина) с женой…
В селе Добром на угощение пекли не лепешки или пироги, а пичужек с крылышками и ножками, а также барашков.
Святки:
благо-творительность
С вечера 25 декабря (7 января) до Крещения 6 (19) января шли Святки (Святые дни). В Святки нельзя было выполнять многие виды работы: считалось, если шить на Рождество, то в семье уродится слепой, а если лапти плести ‑ родится кривой. Это время выделялось необычайным духовным подъемом в делах церковных и яркой праздничностью в мирской жизни.
Издавна в святочные дни состоятельные люди занимались благотворительностью: в сочельник щедро раздавали милостыню, носили еду в сиротские дома и дома призрения.
В первые дни Рождества были приняты «визиты» ‑ посещения друг друга с поздравлением. Обычно после 9 часов утра появлялись люди, связанные с хозяином дома родственными, дружескими, служебными, торговыми или какими-либо другими узами. «Визит» длился не более 10‑15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев, обсуждение свежих городских новостей. Иногда поздравительные визиты прерывались появлением церковно-служителей, которые приходили «славить». Обычно это были причты церквей, прихожанами которых являлись хозяева.
«Многие особы из владимирской публики, движимые чувством сострадания, желают ознаменовать наступивший Светлый праздник делом благотворения ‑ согласны заменить праздничные визиты пожертвованием некоторой суммы в пользу бедных» ‑ писали «Владимирские губернские ведомости». Списки лиц, сделавших пожертвования, постоянно публиковали в газете. Задавали тон и были первыми в этих списках губернатор, крупные чиновники, купцы. Так, в 1869 году фамилия начальника губернии Владимира Николаевича Струкова и его супруги Елены Ивановны встречается в списках и по 1-й, и по 2-й части города Владимира, причем в обоих случаях они сделали самые большие взносы (каждый по 10 рублей). Среди жертвователей встречаются фамилии купцов Козлова, Никитина, Петровского, Столетовой и ее зятя чиновника Филаретова, дворян Карякиных, де Лазари, мещан Терентьева и Бубнова.
Собранные деньги (в декабре 1869 года это 220 рублей) владимирский полицмейстер раздавал бедным людям, нуждавшимся в помощи. Архивный документ рассказывает, что таких горожан в 1869 году оказалось в 1-й части города 58 человек, во 2-й ‑ 64 человека, а в 3-й ‑ 75. Это были вдовы с детьми, отставные солдаты, дети, одинокие престарелые люди. Мещанская вдова Прасковья Алексеева с четырьмя малолетними детьми получила 1 рубль, солдатка Надежда Леонтьева (муж был на Кавказе на службе) с детьми Александрой (7 лет) и Федором (6 лет) получила 25 копеек, мещанские сироты Елизавета (11 лет), Екатерина (8 лет) и Матвей (7 лет) Лялины получили 3 рубля, а отставной унтер-офицер Вукол Михайлов ‑ 50 копеек. Для сведения - в том году килограмм ржаной муки стоил 6 копеек, фунт (400 граммов) свежей говядины ‑ 17 копеек, свинины ‑ 15 копеек, масла коровьего топленого ‑ 58 копеек.
О «разумных развлечениях»
В начале XX века с ростом общественной инициативы возникали благотворительные организации, такие как «Общество детской помощи и детских развлечений» (1906 г.). Они стремились «оказывать подрастающему поколению г. Владимира материально нравственную поддержку в деле воспитания и образования и доставлять детям разумные развлечения».
Члены общества, совершая обход бедных семей города, собирали сведения о нуждающихся детях. В одной маленькой избушке на ул. Ямки (район современной пл. Фрунзе) наблюдали такую картину: «Окна замерзли, кое-где продавленные стекла заткнуты тряпками. В углу, в куче тряпья, копошатся 5 человек детей, стараясь согреться. Мать ушла на работу, отец больной на печи, уже 2 месяца лежит. Когда я предложила билеты на елку и спросила, есть ли что надеть, маленькая 6-летняя девочка подошла ко мне: «Дай мне платьице, у меня только то, что на мне, ‑ все рваное, а валенки у нас (т. е. у двух старших братьев и у нее) мамины, я не могу в них ходить, а братья их носят по очереди». Пришлось одеть ее с головы до ног». Для таких детей, которые «всю зиму проводят в темных и сырых углах и не знают светлой радости» в Святки в Народном доме (ныне кукольный театр) были организованы бесплатные спектакли и елки на 500 человек с раздачей лакомств и подарков.
Сбором пожертвований занимались и другие благотворительные общества. В списке членов Владимирского Благотворительного общества мы находим фамилии профессора физики Московского университета А.Г.Столетова и его сестры В.Г.Филаретовой. Они в январе 1879 года сделали свои взносы для поддержания деятельности общества, осуществлявшего попечение о взрослых и детях.
Не бросали в беде
В тяжелые времена войн, эпидемий, страшных болезней организовывали специальные сборы для вспомоществования пострадавшим. Так, 9 января 1855 года во Владимире в пользу нижних чинов, раненных под Севастополем (шла Крымская война), состоялся благотворительный спектакль ‑ водевиль «Отец, коих мало». Общий сбор составил 700 рублей, которые были переданы начальнику губернии для отправки по назначению.
В 1873 году жители Самарской губернии сильно пострадали от неурожая. «Дадим алчущим хлеба», ‑ призвал в своей рождественской проповеди священник Николо-Галейской церкви города Владимира отец Симеон. Его пастырское слово о необходимости помочь бедствующим от голода самарцам произвело такое впечатление, что многие из прихожан плакали. Результатом кружечного сбора были 15 рублей 10 копеек и одно золотое колечко. Подобные сборы были организованы в Успенском соборе, в Суздальском, Вязниковском, Судогодском и других уездах. В ответном благодарственном письме Самарская губернская земская управа сообщила, что помощь получена.
Тяжелое положение из-за голода от неурожая в Уфимской, Саратовской, Казанской, Харьковской губерниях в 1906 году было осложнено эпидемиями брюшного тифа и цинги. Владимирцы снова организовали благотворительные сборы. Даже дети не остались в стороне: ученицы женского приходского училища решили отказаться от елки, а деньги, выданные попечителем на праздник, послали голодавшим. Святки ‑ это великое для христиан время, исполненное благочестия.