16 мая 2019 в 13:14

"Продают город". Архитектор Волков раскритиковал новый генплан Владимира

Фото: Владимир Чучадеев
Главный архитектор института "Владимиргражданпроект" Николай Волков подробно объяснил "ВВ", почему отклонен генплан Владимира. В главном градостроительном документе, как оказалось, отсутствует сама суть - карта размещения планируемых объектов местного значения.

Генплан - важнейший документ, определяющий развитие города на десятки лет вперед. В нем содержится прогноз изменения численности населения, высчитывается сколько городу необходимо школ, больниц, парков, жилья и рабочих мест, решается, как население будет перемещаться по городу, и каким образом оно будет обеспечиваться благами цивилизации.

На основе генплана должны составляться муниципальные программы по развитию коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры с указанием стоимости и сроков работ. Это в теории и по закону. А что получается на практике?

Сейчас Владимир живет по генплану, разработанному фирмой "ЭНКО" в 2014 году. А муниципальные программы, замечает Волков, горсоветом до сих пор не утверждены. Как следствие, для социальных объектов в городе вечно не находится места.

Вот, например, муниципальный ледовый дворец построен на выезде из города в результате обмена земельных участков с известным в городе застройщиком, получившим в итоге землю у Пединституа под торговый центр. А 20 лет назад ледовый дворец планировался на том месте, где сейчас возвышается жилой комплекс "Парк университет".

Лет 15 тянется история спорткомплекса для игровых видов спорта. Участок на Суздальском проспекте в процессе реализации проекта вдруг оказался мал! Потом предложили перенести объект в рекреационную зону напротив белого дома, урезав заодно и парковую территорию. Идею вовремя зарубил Владимир Сипягин. В конце-концов дворцу спорта нашлось место на земле ВлГУ. Но для этого губернатору пришлось обращаться в Минстрой.

При этом на строительство жилья, заметьте, места в городе всегда находятся. Этому обстоятельству подивилась даже Общественная палата региона. Почему так? А потому что генплан у нас традиционно верстается именно с такой целью и приоритетом. Последние изменения в него выглядят как апофеоз антинародной градостроительной политики администрации Владимира, являющейся заказчиком работы.

- Продают город, - так охарактеризовал происходящее главный архитектор института "Владимиргражданпроект" Николай Волков, разобрав для "ВВ" по косточкам проект изменений в генплан.

Мы не будем утомлять вас многостраничным перечнем грубых нарушений градостроительных нормативов, с которыми генплан по закону не может быть утвержден. О нехватке озелененных территорий общего пользования мы неоднократно писали. Это лишь один изъян генплана. Сегодня покажем несостоятельность документа в разрезе объектов образования.

Все детские сады и школы, которые планируется построить в расчетный период генплана, в нашем случае - до 2037 года, должны быть обозначены на карте планируемого размещения объектов местного значения. Текстовое обоснование должно содержать расчеты: сколько мест в школах и садиках потребуется в первую и вторую очереди реализации генплана, сколько учреждений и какой вместимости требуется построить с учетом ограничений по доступности (например, путь в школу для ребенка, по СНиП, не должен превышать 500 метров). Каждый значок и штрих на карте объектов местного значения должен быть выверен с математической точностью. Что же мы видим в проекте генплана?

- Самой главной карты, ради которой и делается генплан, просто нет! - возмущен Волков.

Вместо него есть чертеж, на котором в кучу смешано все: объекты федерального, регионального и местного значения, планируемые и существующие. Школы, детсады, образовательные центры федерального подчинения - все обозначены одинаковыми значками. В текстовой части - никакой детализации: где школа, где детсад, на сколько мест, для какого района. Понятно, что четкой муниципальной программы по развитию сети образовательных учреждений на основе такого плана не получится - слишком много неопределенностей.

Справедливости ради мы попытались сопоставить действующий генплан 2014 года с проектом изменений, чтобы понять, что же планируют для нас власти города вместе с проектировщиками. И оказалось, что в новом генплане предусмотрено уменьшение числа образовательных учреждений!

В микрорайоне на Содышке, например, генпланом 2014 года планировалась школа. Сейчас на ее месте стоит 17-этажный дом. В новом генплане школы для этого микрорайона не запланировано. Но она должна там быть! Потому что иначе ученики будут вынуждены по пути на уроки переходить магистральные дороги, а это запрещено законодательством.

- Я уточнил, два значка планируемых образовательных учреждений (красные книги - прим. Авт.) - это встроенные в многоэтажки детские сады на 100 и 50 мест, - поясняет Волков. - А места для школы там больше нет - везде запланировано жилье.

Жителям нового микрорайона предлагается водить детей в переполненную 25-ю школу, где во вторую смену и так учатся со 2 по 8 класс. Школьникам при этом придется пересекать Пекинку.

Еще один пример, характеризующий отношение городских властей к юным горожанам, - ситуация в микрорайоне 7-В в Добром. Он ограничен Суздальским проспектом, улицами Юбилейной, Комиссарова и Соколова-Соколенка. С 1991 года там планировалась школа на 1147 мест и два детских сада. Волков даже показал нам пожелтевшую от времени проектную документацию. В генплане 2014 года все эти учреждения образования еще есть...

Однако на месте одного из детсадов уже заселена многоэтажка (Комиссарова, 22а). В новом генплане исчезла еще и школа. На ее месте - (да, конечно!) жилая застройка. В проекте остался только один детский сад (красная книга). При этом расстояние от домов в центре микрорайона до любой из окрестных школ составляет больше 500 метров. Вдобавок на пути учеников - опять встают магистральные улицы. А ближайшая школа № 36, которая все равно не подходит для этого микрорайона по нормам градостроительства, переполнена.

Информация о ситуации с учреждениями образования в генплане представлена настолько неполно и запутанно, что складывается впечатление, будто авторы вместе заказчиками намеренно пытаются навести тень на плетень. В документе не хватает данных для полноценной проверки: а не обделяют ли горожан городские власти? Стойкое ощущение, что именно так и происходит, есть уже не только у архитекторов.

Мы провели грубую прикидку на основе данных двух генпланов: действующего и проекта. К 2037 году Владимиру потребуется примерно 20 тысяч мест в школах и 10 тысяч мест в детских садах. Это в дополнение к уже существующим. Если строить крупные школы на 1200 мест, как в 8-ЮЗ, то их нужно 17. А стандартных нормальных детсадов на 130 мест, с участками для прогулок - 77. Понятно, что если речь о встроенных садиках на 50 мест, то умножаем эту цифру на 2,6.

После этого мы посчитали значки будущих образовательных учреждений в проекте генплана. Они, напомним, не разделяют школы и детсады. Так вот получилось - 58! Это почти вдвое меньше потребности!

Если в новом генплане стояла задача скрыть этот вопиющий дефицит, то она решена блестяще.

- Но вообще задача территориального планирования - совместить время, пространство и деньги. Генплан должен быть сбалансирован, как хорошо сшитый костюм. Только тогда в городе будет приятно жить, - убежден Волков.

Теперь в генплан должны быть внесены изменения, и он будет повторно направлен на экспертизу в администрацию Владимирской области и Правительство РФ. Мы вместе с архитектором Волковым следим за развитием событий.

Ранее мы писали: Областная администрация отклонила предложенный мэрией Владимира проект генплана

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:05 Полиция разбирается в обстоятельствах гибели пациента скорой помощи в Бараках
В пресс-службе УМВД России по Владимирской области "ВВ" рассказали подробности инцидента, который произошел ночью 20 ноября. Медики скорой помощи везли на госпитализацию пациента 1987 года рождения, однако в больницу он…
вчера в 19:19 Муромлянин сгенерировал фейковый электронный перевод при покупке телефона
31-летний ранее судимый местный житель стал фигурантом уголовного дела после того, как решил завладеть телефоном 41-летнего земляка. Тот продавал его, разместив объявление в социальных сетях. Подробности этой истории соо…