По закону граждане РФ имеют право получать лес для личных нужд по льготной цене, а некоторые категории - и вовсе бесплатно. Раз в 50 лет каждый гражданин имеет право получить древесину на строительство дома, раз в 30 лет - на строительство надворных построек, раз в 10 лет - на ремонт жилья и надворных построек, раз в год - на дрова для жилья и бани. Погорельцам лес на строительство положен вне этого графика и без очереди.
Директор ДЛХ Иван Петухов называет эти льготы квазиправом, поскольку лес выдается на корню, заявители продают его представителям теневого бизнеса, потому что сами не в состоянии его срубить и вывезти. В итоге они получают лишь четверть положенного объема дров или в лучшем случае треть рыночной цены строевого леса.
Объем заготовки гражданами древесины для собственных нужд, читай серого рынка, в нашей области составляет 400 тысяч кубометров. Ни один арендатор во Владимирской области столько не имеет. Теневой, не облагаемый налогом оборот древесины Петухов оценивает в 1 млрд рублей.
Только по линии соцзащиты на дрова для льготников выделяется из бюджета области 30 млн рублей ежегодно. А по факту из 20 положенных получателям доставляется по 5 кубометров топлива.
При этом Владимирская область - единственный в России регион, где на получение древесины существует очередь. На строевой лес - 6 тысяч человек, на дрова - больше 4 тысяч. Есть граждане, которые в этой очереди числятся дважды и даже трижды. В отсутствие единого реестра о получателях льготного леса, некоторые умудряются реализовывать льготу, предоставляемую раз в жизни, едва ли не каждый год в разных районах и регионах. А при выделении леса на дрова даже не проверяется наличие печи.
В январе в Гусь-Хрустальном лесничестве случился скандал, вызванный, как считает Петухов, провокацией серых лесорубов. В тот день от граждан было принято 700 заявлений на древесину, причем львиная доля - от четырех человек, которые принесли от 100 до 170 заявок каждый. Сейчас по ним работают правоохранители.
- Моя задача как лесника - навести порядок в лесу. Моя задача как директора департамента - обеспечить реализацию права граждан, - объяснил смысл предлагаемой реформы Иван Петухов.
Задача номер один, которая уже реализуется, - упорядочить очередь. Она уже серьезно уменьшилась, после того, как из нее убрали дубли.
Следующий этап - цифровизация реестра. Данные о предоставленной древесине будут переведены в электронный вид, и получать строевой лес ежегодно в разных лесничествах уже не удастся.
Параллельно ДЛХ выступает с поправками в областной закон, регулирующий объемы предоставления древесины. Они у нас явно завышены. Так, например, на дрова у нас дается 20 кубометров. А в Ивановской, Рязанской, Липецкой и даже Новосибирской - 10 кубометров. Предложение Петухова - снизить норматив в нашем регионе до 15 кубов.
На строительство домов в Московской, Ярославской, Вологодской областях дается 100 кубов. У нас - 150. Петухов предлагает и у нас снизить норматив до 100, сделав при этом областной закон более социально ориентированным. Многодетным, погорельцам и другим льготникам норму собираются увеличить.
А в качестве кардинального решения проблемы директор ДЛХ готовит законодательную инициативу о монетизации льготы. Идея заключается в том, чтобы заготовкой льготной древесины занимались государственные предприятия, в нашей области это ГУ "Владлесхоз". Затем эта древесина должна реализовываться через биржевой механизм. А вырученные деньги - направляться льготникам, в бюджет и на восстановление леса. Иван Петухов готовит соответствующие предложения в новый Лесной кодекс.
Ранее мы писали о махинациях с древесиной для личных нужд и об идее монетизации этой льготы: Темным лесом