Идеология документа проста: вводится избирательный принцип применения коэффициентов муниципальной опеки к методике расчета арендной платы за нежилые помещения, которые мэрия Владимира сдает в аренду. Текст документа небольшой, но какие принципиальные изменения он вводит! Почувствуйте разницу!
По полной!
Власти Владимира отменили понижающий коэффициент муниципальной опеки за аренду нежилых помещений для государственных учреждений культуры, образования, спорта, здравоохранения, социальной политики, финансируемых из областного и федерального бюджетов, а также для немуниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Исключение составили только учреждения, финансируемые из муниципального бюджета и размещающиеся в муниципальных зданиях и помещениях. Принцип избранности решили ввести, не заморачиваясь, по одному признаку.
В итоге немуницпальные учреждения в одночасье потеряли возможность с 1 января 2020 года арендовать муниципальную недвижимость по льготной ставке (а для некоторых она и вовсе была нулевой). Соответствующие уведомления уже получили многие. В том числе, музей природы, спортшколы, пятая больница областного центра, руководству которой предлагается пересмотреть договорные отношения с горадминистрацией и платить «по полной» за филиал в Лесном.
Кстати, на том же заседании депутаты отправили на имя губернатора открытое письмо, в котором пожаловались не больше не меньше, а на «дискриминационную бюджетную политику» области по отношению к городу. В качестве доказательства они апеллировали к объемам налоговых поступлений, которые дает столица региона в областной бюджет, но при этом «доля налоговых доходов, остающихся в муниципальном бюджете Владимира, снизилась с 15,9% в 2013 году до 9,8% в 2018 году» (цитата из открытого письма).
Депутаты предложили администрации Владимирской области «пересмотреть формулу расчета величины дотации городу Владимиру на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом реального, а не завышенного налогового потенциала города Владимира».
Но «упреждающий удар» по детям, спортсменам, больным, всем тем, кого город посчитал чужими, был нанесен в тот же момент (на июньском заседании горсовета), не дожидаясь официальной реакции областных властей. Не хочется верить, что владимирские градоначальники опустились до шантажа...
… А счёт давно идёт на миллиарды
8 июля губернатор Владимир Сипягин отправил официальный ответ в Совет народных депутатов города Владимира. Он напомнил, что вопросы межбюджетных отношений регулируются федеральным законодательством. В частности, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены нормативы зачисления налоговых доходов для каждого уровня бюджетной системы. И администрация Владимирской области не вправе снижать их для муниципальных бюджетов.
Глава региона еще раз пояснил, почему в 2012-2014 годах федеральными законами были снижены нормативы зачисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в местные бюджеты. Это произошло после передачи отдельных расходных полномочий в сфере здравоохранения и дошкольного образования с муниципального на региональный уровень.
«Именно с этим связано снижение доли налоговых доходов, остающихся в городском бюджете. От этого перераспределения доходов и расходов бюджет города Владимира в итоге выиграл, поскольку сумма переданных с городского на областной уровень расходов превышает сумму переданных доходов. В этой связи утверждение об искусственном снижении бюджетной обеспеченности города Владимира является необоснованным», - заметил Владимир Сипягин.
Губернатор напомнил факты, которые сегодня администрация города старается не афишировать. Но цифры — упрямая вещь. Общий объём межбюджетных трансфертов из областного бюджета в бюджет города Владимира вырос с 1,971 млрд рублей в 2013 году до 3,537 млрд рублей в 2018 году.
Городскому бюджету предоставляются субсидии на развитие административного центра Владимирской области (55 млн рублей ежегодно), на ремонт дорог (130 млн рублей в 2017 году, 114 млн рублей в 2018 году, более 250 млн рублей в 2019 году), на обеспечение льготного проезда в городском транспорте (68 млн рублей ежегодно), на строительство социального жилья и обеспечение жильём молодых семей (более 70 млн рублей ежегодно), на развитие образования (более 100 млн рублей ежегодно), на оплату труда работников культуры (более 80 млн рублей ежегодно).
«ВВ», ранее, анализируя адресную инвестиционную программу мэрии, также напоминали о значимых объектах последних лет, которые появились в 2013-2018 годах в столице региона за счет финансовой помощи из областного и федерального бюджетов. Речь, в частности, идет о ледовом дворце «Владимир», школе № 49 в микрорайоне 8-ЮЗ, двух очередях Лыбедской магистрали, трех детсадах, реконструкции клубно-спортивного блока школы № 42 в микрорайоне Юрьевец и центра дополнительного образования детей «Патриарший сад». И в ближайшем будущем областной центр никто обделять не собирается. На 2019-2021 годы запланировано строительство новой школы в микрорайоне Коммунар за счёт средств областного бюджета.
Губернатор напомнил о траншах для Владимира по просьбе депутатов горсовета на оснащение школьных медкабинетов на сумму 16 млн рублей. Кроме того, в 2018 году городу Владимиру оказана дополнительная финансовая помощь на повышение оплаты труда работникам муниципальных учреждений. Это было связано с повышением МРОТ до прожиточного минимума (126 млн рублей) и дотации на сбалансированность местных бюджетов (более 100 млн рублей).
Бюджетные изменения
Все на той же июньской сессии депутаты проголосовали за поправку в изменение бюджета города, согласно ей область выделила Владимиру более 91 миллиона рублей в виде субсидии. Порядка 55 миллионов пойдет на ремонт 81 детского сада (их всего 87!). То есть финансовую помощь на ремонтные работы не получат по понятным причинам только новые или реконструированные ДОУ. Остальные летом смогут привести в порядок крыши, ливневки, заменить окна. Руководство каждого детсада выбирало актуальный список работ. Кроме того, на укрепление материально-технической базы образовательных организаций областной бюджет направил 26 млн рублей и еще 10 млн - на приобретение школьных автобусов.
Это список стоит дополнить еще несколькими суммами, которые область перечислит или уже отправила городу: на антитеррористическую защищённость образовательных учреждений (11 млн рублей), на развитие спорта и ремонт спортивных объектов (41 млн рублей), на повышение оплаты труда работникам муниципальных учреждений (25 млн рублей). Кроме того, законом об областном бюджете на 2019 год утверждено предоставление областному центру дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (113 млн рублей), а также обеспечена возможность предоставления дополнительной финансовой помощи в виде дотации на сбалансированность местных бюджетов.
Депутаты и градоначальники по прежнему будут настаивать на том, что Владимир — жертва дискриминационной бюджетной политики?
Губернатор считает этот аргумент муниципалов необоснованным.
Отдельно глава региона обратил внимание на то, что крупные организации, имеющие структурные подразделения во всех районах и осуществляющие свою деятельность на всей территории Владимирской области, уплачивают отдельные налоги в федеральный и областной бюджеты по месту нахождения региональных головных офисов. Такие виды налогов, как НДС, налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций уплачиваются централизованно и не расщепляются по отдельным муниципалитетам Владимирской области, в которых они формируются. В частности, крупными налогоплательщиками во Владимире являются ПАО «Сбербанк», ПАО «Газпром» («Газпром газораспределение Владимир»), «Владимирэнерго» (филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья»), ПАО «ФСК ЕЭС» («Федеральная Электросетевая Компания»), ПАО «Лукойл» («Лукойл-Центрнефтепродукт»), ПАО «Банк ВТБ», АО «Владимирская Областная Электросетевая Компания», ООО «Владимиртеплогаз», ПАО «Ростелеком», ПАО «МТС», АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит). Указанные выше налоги, уплачиваемые во Владимире этими организациями в бюджеты вышестоящих уровней, формируются в результате их деятельности на всей территории области.
Кредит по ставке 0,1%
Владимир Сипягин напоминает, что расходы в интересах жителей Владимира осуществляются не только из городского бюджета, но и из бюджетов вышестоящих уровней. В частности, расходы на здравоохранение, социальное обеспечение, высшее и среднее профессиональное образование, правоохранительные и судебные органы, оборону и национальную безопасность финансируются из средств областного и федерального бюджетов. Распределение расходных полномочий между различными уровнями власти установлено Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Поэтому неоднократные заявления о том, что «жителям города достаются крохи с барского стола», являются необоснованными и спекулятивными, уверен глава региона.
Необходимо отметить, что Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не выделяет административные центры регионов в качестве отдельного вида муниципальных образований. В связи с этим перечень вопросов местного значения города Владимира не отличается от аналогичного перечня для всех городских округов Владимирской области. Таким образом, у города Владимира не возникает дополнительных расходных обязательств в связи с исполнением функций областного центра. Более того, значительная часть социальной инфраструктуры Владимира, в отличие от всех остальных городов региона, содержится за счёт областного бюджета (стадион «Торпедо», детско-юношеские спортивные школы, Владимирский академический областной драматический театр, Областной театр кукол, Центр пропаганды изобразительного искусства, Областной Дворец культуры и искусства, Областная филармония и т.д.).
Дополнительным видом финансовой поддержки города Владимира является предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета для замещения ими кредитов коммерческих банков, а также реструктуризация (рассрочка выплаты) ранее выданных кредитов. Владимир Сипягин обратил внимание Ольги Деевой на льготные условия этого вида поддержки (денежные средства предоставляются по ставке 0,1 процента годовых). В 2017–2019 годах городу Владимиру было предоставлено более 600 млн рублей кредитов из областного бюджета, а также реструктуризированы бюджетные кредиты, выданные в 2015 году. Целью этого вида поддержки являлось снижение расходов местных бюджетов на обслуживание муниципального долга, а условием поддержки – направление сэкономленных при этом средств на снижение дефицита местных бюджетов и, как следствие, неувеличение муниципального долга. Именно с этим связано условие ограничения дефицита муниципальных бюджетов в соглашениях о предоставлении бюджетных кредитов. Аналогичным образом ограничивается дефицит региональных бюджетов при предоставлении кредитов из федерального бюджета. Необходимо отметить, что кредитная форма поддержки органов местного самоуправления не является обязанностью регионов, а применяется во исполнение поручения Президента Российской Федерации № Пр-417ГС органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о принятии исчерпывающих мер по сокращению дефицита региональных и местных бюджетов.
...И да, избавьте город от схем с «ОФ-ЛИ»!
Губернатор также отметил непоследовательность и несогласованность друг с другом отдельных действий и заявлений представителей органов местного самоуправления города Владимира.
Во-первых, изложенное в открытом письме возражение относительно снижения дефицита муниципального бюджета до 5 процентов не согласуется с тем, что главой администрации города Владимира 22 марта 2018 года подписаны, а Советом народных депутатов 29 мая 2019 года утверждены дополнительные соглашения к договорам о предоставлении бюджетных кредитов, в которых это ограничение установлено в качестве условия получения и реструктуризации кредитов.
Во-вторых, неоднократные заявления о потребности в дополнительных доходах для бюджета города Владимира не согласуются с отказом от подписания соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и, как следствие, отказом от получения этих средств, что наносит прямой ущерб городскому бюджету. При этом соглашением о предоставлении дотации (в отличие от соглашения о предоставлении кредита) как раз никаких ограничений размера дефицита муниципального бюджета не предусматривается.
В-третьих, изложенное в открытом письме утверждение о том, что Совет народных депутатов и администрация города Владимира в своих действиях руководствуются интересами горожан, не согласуется с отказом от передачи в аренду департаменту здравоохранения администрации Владимирской области неиспользуемого здания бывшей детской городской больницы. Передача его в аренду обеспечила бы одновременно и дополнительные доходы городского бюджета, и улучшение качества медицинской помощи детям Владимира. При этом депутатами городского Совета не было дано никакой оценки действиям городской администрации в отношении здания больницы.
В-четвертых, призывы депутатов горсовета к конструктивному диалогу с областной администрацией в интересах жителей не согласуются с тем, что представители города Владимира не явились на заседание рабочей группы по межбюджетным отношениям, состоявшееся 18 июня, на котором как раз рассматривались предложения по совершенствованию межбюджетных отношений.
Губернатор обратил внимание председателя Совета народных депутатов на имеющиеся в распоряжении органов местного самоуправления города Владимира возможности использования собственного доходного потенциала. В частности, необходимо провести оценку эффективности налоговых льгот и пониженных налоговых (арендных) ставок, установленных решениями органов местного самоуправления, в том числе с учётом их социальной значимости. В этой связи целесообразным может быть увеличение ставки налога на имущество физических лиц для жилых помещений, отнесённых к объектам роскоши. Одновременно с этим допустимо установление пониженных налоговых (арендных) ставок для социально значимых объектов.
Также, уверен Владимир Сипягин, необходимы мероприятия по выявлению и постановке на учёт жилых домов и строений, не зарегистрированных в качестве объектов налогообложения. Кроме того, должны предприниматься усилия для повышения эффективности использования муниципального имущества, в том числе путём сдачи неиспользуемого имущества в аренду. При этом целесообразно установить запрет на передачу арендаторами имущества в субаренду. Это позволит избежать повторения ситуации с передачей фирмой «ОФ-ЛИ» здания детской больницы в субаренду, при которой городской бюджет недосчитался значительного объёма доходов. Должна проводиться работа по взысканию просроченной задолженности за арендованные объекты недвижимости (на 1 января 2019 года – более 250 млн рублей), а также просроченной задолженности по возмещению ущерба и штрафам (на 1 января 2019 года – более 117 млн рублей). Необходимы усилия по контролю за целевым использованием земельных участков в целях корректного расчёта величины земельного налога (арендной платы за землю), особенно в случаях размещения торговых объектов на землях промышленного назначения (подобные факты отмечались в городе Владимире).
Владимир Сипягин считает целесообразным принять меры для повышения качества управления муниципальными предприятиями и хозяйственными обществами, находящимися в муниципальной собственности (в том числе в сфере транспортного обслуживания). Кроме того, необходима работа по повышению эффективности расходов муниципального бюджета. Рекомендации органам местного самоуправления по проведению соответствующих мероприятий содержатся в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р. В совокупности эти мероприятия позволят обеспечить устойчивость бюджета города Владимира, уверен глава региона.
Читайте также: Губернатор Владимир Сипягин отклонил законопроект о межбюджетных отношениях