Корреспонденты «ВВ», получив разрешение руководства УМВД России по Владимирской области, побывали на дежурстве вместе с сотрудниками ДПС и увидели, легко ли это - обеспечивать нашу с вами дорожную безопасность.
«С корабля на бал» - с утра на аварию
Утро пятницы. Ждём. «Наш» инспектор, которому выпало в этот день работать с журналистами, запаздывает забрать нас от редакции. Волнуемся. Звоним в УГИБДД. Как выяснилось, когда мы ещё только проснулись, он уже — с 07.30 - был на маршруте патрулирования. А сейчас занят на оформлении тройного ДТП на улице Добросельской во Владимире. Так что больше не ждём, а едем к нему сами.
Авария впечатляющая: три автомобиля разлетелись на сто метров, ошмётки из железа и стекла разбросаны по всей дороге, из Доброго в центр — вяло ползущая пробка. Из трёх машин прилично выглядит только одна - «тойота» с довольно глубокой вмятиной на крыле. Ей досталось меньше всего. А вот «хюндай» с «иж» явно восстановлению не подлежат. У обоих снесено по четверти корпуса с правыми передними колёсами. Только у иномарки нутро салона осталось целым — с разлетевшейся по лобовому стеклу подушкой безопасности, а вот у «ижа» - никаких подушек и осколки конструкции глубоко внутри... Кстати, физически пострадал в этой аварии только водитель «иж», который, судя по всему, мчался в горку (в черте города!) на скорости 110 км в час и выехал на встречку, где и врезался в мирно ехавший по своей полосе «хюндай».
К моменту нашего приезда «скорая помощь» уже уехала. Зато прибыли аварийный комиссар и эвакуаторы. Но забрать покалеченные автомобили Сергей Александров, старший инспектор ДПС УГИБДД России по городу Владимиру, им пока не разрешает — дознаватель (обязателен на происшествиях с пострадавшими) всё ещё продолжает обмер места аварии и рисует схему ДТП.
Все побитые в авариях автомобили отвозят на охраняемую стоянку в Загородном парке — до того момента, как их оттуда заберут хозяева. Впрочем, это большой вопрос: есть ли смысл хозяевам двух этих авто забирать их? Похоже, восстановить эти «ласточки» может только волшебник.
На вопрос «Почему машины так по-разному деформируются при одинаковой силе удара?» Александров — вместе с коллегой, старшим группы, инспектором по исполнению административного законодательства ОР ДПС УГИБДД УМВД РФ по Владимирской области Сергеем Уткиным — объяснили. Оказывается, у разных марок свои конструктивные особенности. У безопасных автомобилей есть специально ослабленные в каркасах места — типа таких «карманов безопасности», за счёт которых при аварии конструкция сминается и весь удар на себя по факту принимает машина. Салон при этом практически не деформируется, двигатель падает вниз, а не влетает всей своей мощью на водительское место.
Уточняем: «Только иномарки так безопасны?»
«Отнюдь. В моей практике была авария, когда в лоб столкнулись два отечественных автомобиля, - говорит Сергей Уткин. - У одного даже мост оторвало, крыша встала «домиком», а у другого - нос всмятку, двери передние открылись, но водительское место осталось цело».
Оформление аварий с пострадавшими — это не только обмер и зарисовка схемы ДТП. Сверка с базой, огромное количество заполняемых бумаг, проверка всех участников аварии на алкоголь.
В среднем на одно происшествие уходит по 2-3 часа работы (на «лёгкое» ДТП без жертв — около 40 минут). Но если машин больше, то временные затраты инспекторов растут в геометрической прогрессии. А потом ещё — запросы на экспертизы, в больницу, где приходят в себя раненые... Пока физически не пострадавшие участники ждут, а мы созерцаем, как патруль работает, ребята по рации просят вызвать «подметалку» - машину со щётками для уборки дорожного полотна от осколков железа и стекла.
Слухи о «подснежниках» сильно преувеличены
Говорим инспектору, что зимой обстановка будет легче - когда «подснежники» с дорог уйдут. Сергей уверяет, что зима не поможет: «на прикол» в холода машины ставят очень немногие автомобилисты, так что трафик остаётся серьёзным: «Пробки из Доброго в центр, на улице Мира, на Проспекте Строителей — это уже постоянная история, что зимой, что летом».
Ещё одна легенда — так называемые «дни жестянщика» в снегопады или из-за обледенения дорожного полотна. Валериан Шируков, инспектор ОГИБДД УМВД по городу Владимиру, говорит, что - наоборот - в эти дни люди стараются ездить максимально осторожно, медленно и слишком часто не перестраиваются. Кстати, среднее количество аварий в сутки в областном центре варьируется от 15 до 40 происшествий. Если ближе к сотне ДТП за сутки — это уже день авралов и рекордов (часов по шесть) времени ожидания нарядов на оформление. Но такое, к счастью, редкость.
А вот аккуратность женщин за рулём (вопреки оскорбительным поговоркам про «обезьян с гранатой») - вовсе не миф. Инспектор говорит, что, по его практике, на каждые две аварии с водителями-женщинами приходится по десять «мужских». Но зато представительницы прекрасного пола если уж садятся за руль в нетрезвом состоянии, то даже «не слегка», а обязательно, как говорят в народе, «в хлам». А попавшись, «отжигают» по полной программе. За всю практику работы инспектором ДПС Александров задерживал трёх таких красавиц — и все как одна устраивали «цыганочку с выходом»: «Вот как на «ютуб» в роликах — так они себя и ведут при задержании. Им море по колено».
Другая головная боль инспекторов в черте городов — это, как ни странно, пешеходы, обожающие перебегать дорогу в неположенных местах. Причём, преимущественно этим грешат пенсионеры.
«Люди будто не понимают, что жизнь у них одна и что при столкновении с автомобилем они — априори проигравшая сторона. Разные весовые категории. Бегающие на красный свет светофора — вообще отдельная тема. Останавливаешь такую даму, а она тут же: «Я не нарочно!». Не нарочно можно вилку уронить, а не на красный бежать! Тогда начинается: «У меня ноги больные, до светофора далеко, я спешу!». Куда вы так спешите? Берегите себя, живите в своё удовольствие, не торопясь».
Инспектор всегда инспектор
Начальник УГИБДД УМВД по Владимирской области Александр Новиков после трагедии в Мелехово, где лихач насмерть сбил двух подростков на переходе, в сердцах говорил: «Я ужасаюсь, какие сейчас водители бывают. Внутренняя анархия на уровне убеждений. Он выехал на встречную полосу, он превысил скорость, он не снизил её перед переходом. Сплошь умышленные поступки. Как таких людей остановить?».
А губернатор Владимирской области Владимир Сипягин, собравший экстренное заседание межведомственной комиссии по профилактике ДТП с участием несовершеннолетних, тогда заявил, что вообще пришло время что-то менять в законодательстве – через депутатов Госдумы, обращения в правительство РФ, «потому что по дорогам сейчас фактически ездят в том числе такие люди, которым безразличны правила дорожного движения» и которых взысканиями вроде штрафов не остановить, пока они кого-то не убьют или не покалечат.
Но перед патрульными машинами ДПС автомобилисты всё таки наглеют редко. Сергей Александров говорит, что когда он едет на патрульном автомобиле и на своём личном, то видит две большие разницы в «картине мира»: «На личном - такого насмотришься».
Впрочем, у инспекторов профессиональное качество: реагировать на вопиющие нарушения или откровенно неадекватное вождение, потенциально опасное для других участников движения. Поэтому, видя безобразие даже находясь не при исполнении, они звонят в дежурную часть и сообщают приметы очередного «красавца», который, соответственно, дальше получает всё внимание ближайшего патруля. Одного такого на днях задержали по сигналу Сергея — товарищ оказался сильно нетрезв. А ведь, не останови его патруль, мог спровоцировать ДТП!
Ещё один случай из «не рабочей жизни инспектора» с Александровым произошёл в его собственном подъезде: воришка пытался украсть велосипед соседа, но, как смеётся Сергей, ошибся с домом. Потом пытался удрать от погони прямо на ворованном железном коне.
Тут наш разговор прерывает рация: «Туман» - патрулям. Автобус МАН притерся и задел легковой автомобиль, уехал с места ДТП». МАН нахулиганил не в «нашем» районе, так что разбираться с ним будет другой инспектор. Тем временем как раз настало время для участников аварии «дуть в трубочку». А мы пока, ссылаясь на разрешение работать с патрулём руководства УГИБДД, просим о коротком интервью старшего группы, Сергея Уткина.
На службе он уже 13 лет. Если дежурство инспектора ДПС длится 12 часов, то смена дознавателя — сутки — с 09.00 до 09.00. По словам Сергея, он ежесуточно оформляет 1-6 ДТП с пострадавшими. При этом, фигуранты бывают разные. Некоторые настолько молодцы, что пытаются обжаловать даже записи с камер и видеорегистраторов:
«Один такой спровоцировал аварию с тремя пострадавшими, проехав на красный, и упорно доказывал, что ехал на зелёный, вопреки видео. Даже жаловался потом на меня руководству, в ОСБ, в прокуратуру».
Драки столкнувшихся машинами водителей — редкое явление. Александров шутит «мы их разнять успеваем». А потом продолжает уже серьёзно: «Обычно в первые минуты после ДТП у людей, конечно, эмоции зашкаливают, начинают выяснять, кто виноват, но затем довольно быстро успокаиваются».
«Шевроле» vs отбойник
Когда работа Сергея Александрова на Добросельской закончена, вместе с ним едем на федеральную трассу — на мост через Рпень, где водитель, попавший в аварию, ждёт инспектора уже несколько часов. Кстати, владимирский участок М7 один из самых безаварийных — из 248 ДТП за десять месяцев 2019 года, на городском участке произошло всего 9 происшествий. Для сравнения: на участке той же трассы в Петушинском районе зарегистрировано 77 аварий с начала года, в Вязниковском и Собинском — по 45. Но в целом аварийность на М7 снижается уже несколько лет подряд.
Автомобилист на мосту, к счастью, физически не пострадал (поэтому ДТП и не было приоритетным в условной «очереди» на оформление), а вот у его «шевроле» - нос всмятку. Как он сказал инспектору, машину занесло — и прямиком в отбойник федеральной трассы. Отбойник (собственность организации - владельца трассы) повреждён, поэтому воспользоваться «правом на европротокол» мужчина не мог. Теперь его, очевидно, ждёт штраф и оплата ущерба владельцу дороги.
Спрашиваем Сергея, рисующего схему ДТП после замеров, когда «виновник торжества» будет «дуть в трубочку?». Он отвечает: «Нет признаков опьянения и, соответственно, нет оснований для тестирования: нет запаха, нарушения речи, его поведение соответствует обстановке и т.п.». Водитель, действительно, производит адекватное впечатление: спокоен, даже на фотографа реагирует дружелюбно.
По словам инспекторов, возможность оформить ДТП по европротоколу (если нет жертв и ущерб меньше 100 тысяч рублей) снимает с ДПС часть нагрузки. Благо, аварийные комиссары сейчас работают более чем оперативно — приезжают на места «лёгких» аварий, помогают быстро оформить документы для страховой компании (она им, кстати, в итоге и платит) и разгрузить участок дороги, чтобы не затруднять движение.
Хуже, если оба участника такой аварии потом считают, что виновен другой. В этом случае без инспекторов уже не обойтись. Им приходится собирать информацию с возможных свидетелей, снимать показания видеорегистраторов. Правда, часто бывает так, что видеорегистратор у человека есть, но «именно в этот момент он не работал — лежал в бардачке, был выключен, ещё не включен»...
Как выяснилось, останавливают машины инспекторы не просто так: либо в разгаре очередная спецоперация, либо автомобиль похож на ориентировку нарушителя. В среднем, в сутки поступает по 20 ориентировок. В спокойный период дежурства (когда нет аварий) патрули курсируют по своим маршрутам — смотрят потенциальные недостатки дорожной сети, которые могут повлиять на аварийность (нет знаков, ямы, неработающие светофоры, не на месте припаркованные авто и т. п.). Если обстановка сложная и аварий много, то экипажи могут делить надвое, но в ночную смену в машине обязательно находятся два инспектора.
Оживает «Туман»: «В сторону Москвы на Юрьевец едет «ауди», номер такой-то. Ближайшему патрулю необходимо проверить водителя на алкоголь». Просим пояснений у Сергея: «А как диспетчер узнал о потенциально нетрезвом водителе, если патруль его ещё не остановил?».
Оказывается, наши автомобилисты, так любящие предупреждать друг друга сверкающими фарами о патрулях, не совсем безбашенные: видя на дороге машину, которая мчится слишком быстро, виляет, подрезает других, они охотно звонят «куда следует» - то есть прямиком в дежурную часть и сообщают приметы лихача. Так что нигилизм нигилизмом, а встретить опасное вождение на дороге не хочет никто — даже наш человек.
Тут же спрашиваем, надо ли ужесточить ответственность за нарушения ПДД — и если да, то за какие? Сергей говорит - «за те, которые у всех на глазах». Например, за тонировку передних стекол. Есть такие умники, которые готовы хоть каждый день по 500 рублей штрафа платить и ездить так дальше. Или отсутствие страховки ОСАГО. Раньше за езду без полиса номера снимали — и мера была действенной. Сейчас, увы, только штраф, который далеко не всех пугает.
На маршруте встречаем машину командира взвода ДПС УГИБДД России по городу Владимиру Алексея Антропова. По его словам, в подразделении в основном молодые кадры — от 20 до 30 лет. Текучки практически нет, хотя зарплату инспекторов космической не назовёшь.
«Те, кто думает, что у нас деньги лопатой гребут, не задерживаются», - улыбается командир. К анекдотам про «гаишников-взяточников» он относится снисходительно, говорит, «чего обижаться, если эти анекдоты опоздали лет на двадцать?». А на вопрос, наступит ли время, когда камеры заменят инспекторов? - командир уверенно ответил:
«Никогда! Камеры не смогут оформить ДТП, «вычислить» водителя в нетрезвом состоянии или задержать нарушителя».
Сергей Александров, кстати, недавно задержал взяткодателя: при проверке документов у водителя авто и его пассажиров выяснилось, что один из мужчин — мигрант без регистрации. Нелегал попробовал решить дело деньгами, но лишь нарвался на новый протокол — и по факту — уголовное дело о попытке дачи взятки должностному лицу при исполнении.
…Практически весь этот рейд я уютно просидела в тепле патрульных машин, где и записывала все интервью. Лишь на разговор с командиром пришлось выйти наружу - на обочину «пекинки». Мы проговорили всего десять минут — и за это время мои руки потеряли чувствительность от холода, затем меня чуть не сдуло ветром и вихрями пыли от проезжавших мимо автомобилей. Песок в итоге был везде — в глазах, в носу, на лбу. За десять минут я оказалась по уши в песке! Инспекторы ДПС работают в таких условиях часами... Уважайте людей, которые зачастую спасают наши жизни.
Языком цифр
С начала 2019 года во Владимирской области зарегистрировано 1867 ДТП, в которых 206 человек погибли и 2474 получили травмы разной степени тяжести. 226 аварий случились по вине нетрезвых водителей — четверть погибших именно на их счету.
Читайте также: Александр Новиков: «Мы работаем ради безопасности людей»