Врачом она мечтала стать со школы. Поступила в мединститут с первого раза, по ее словам, «безо всякого блата», хотя конкурс был огромный. Первые два года учебы жила у двоюродной бабушки, а потом дали место в общежитии.
- Учиться по сравнению с другими институтами было тяжело! – вспоминает Татьяна Анатольевна. - Почему молодежь задумывается сегодня, идти ли во врачи? Боится нагрузки! Не знаю, как они сейчас учатся, а мы занимались целыми днями и ночами. После лекций шли в библиотеку и там часами просиживали.
В последний день учебы в Ивановском медицинском институте у Татьяны Исаевой родилась дочка Оля. Но уже через год декретного отпуска, в 1984 году, она пришла работать в детскую поликлинику №1 г. Владимира. И трудится здесь по сей день.
Молодому врачу-педиатру выделили первый участок поликлиники – в военном городке. Детей на участке было около 700, а сейчас нагрузки выросли почти вдвое – приходится обслуживать 1200 детишек. Это очень много.
Впрочем, к перегрузкам Татьяна Анатольевна привыкла. В эпидемии гриппа случалось обслуживать по 50-60 вызовов в день.
- Ходила по больным до позднего вечера – рассказывает она. - Потом смотришь: руки не поднимаются, ноги гудят…
Дома на участке сначала были все пятиэтажные. Доктор пуговицы на пальто не успевала застегивать, бегая по этажам. Это сейчас появились новые дома-высотки с лифтами. Но машины как не подвозили участковых врачей, так и не подвозят.
Однако, по словам Татьяны Анатольевны, причины для оптимизма есть. Во-первых, этом году в поликлинику пришли пять молодых специалистов – им обещаны по 2 млн рублей подъемных. И это хорошо, потому что они помогут разгрузить педиатрическую службу. До карантина на один прием записывались 18 человек, а на практике приходилось принимать по 30.
Во-вторых, врача радует то, что в поликлинике сделали такой красивый ремонт, поменяли всю мебель. Появилось новое оборудование в кабинетах узких специалистов, кабинете коррекции зрения. У педиатров - новые тонометры, пульсометры. По сравнению с тем, что было, условия и оснащение очень хорошие. Только работай!
Детский доктор мечтает: вернуть бы еще молочные кухни для детей, ведь это было очень удобно для мам, а в поликлинику - столовую, где медики обедали…
На время карантина приемы в поликлинике отменены. Все прививки и профилактические осмотры - тоже.
Однако нагрузка у врача - педиатра не снизилась. Она каждый день ходит по вызовам. Надо лечить маленьких пациентов, выписывать больничные листы родителям, обзванивать заболевших. И малышей, которые до года, надо каждый месяц осматривать. Не все семьи еще пускают домой – боятся, разговаривают через дверь.
- Насколько участковый врач защищен от инфекций? – спрашиваем у нее.
- У нас есть и дезинфицирующие средства, и маски, и шапочка, перчатки и очки. Все в сумке есть на всякий случай. Нам сейчас передают сведения о семьях, которые приехали из-за границы и могли быть в контакте с зараженными. Из Израиля вернулись, из Доминиканы. Мы две недели за ними наблюдаем. Берем мазки. Пока все результаты на коронавирус пришли, слава богу, отрицательные.
Напряженность в работе есть – признает доктор. Родители вызывают врача к ребенку при малейшем кашле и повышении температуры. А любое подозрение на бронхит и пневмонию считается экстренным случаем. Берется анализ, и ребенок находится под наблюдением.
- Чем отличаются молодые родители?
- Ответственности у них за детишек стало меньше! – утверждает Татьяна Анатольевна. - Приходит мама на прием, кладет месячного младенца на весы, а сама отвлекается на сотовый телефон. Врач, получается, должен ребенка раздеть и следить за ним, а мама занята. А как молодые родители гуляют с колясками? Никто с ребеночком не разговаривает. Раньше как было? Мамы открывали окружающий мир вместе с малышом: «Посмотри, какая зеленая травка! Посмотри, какая кошечка!» Сейчас практически все гуляют молча или по телефону общаются. А потом жалуются: «Ой, почему-то у меня ребенок ничего не говорит! Почему-то он не ходит». Надо детям внимания побольше уделять! Два раза в неделю по полчаса в «знайку» сводить – этого для полноценного развития ребенка мало.
Ее как педиатра волнует, что дети болеют сегодня не ангиной, корью, ветрянкой и скарлатиной, а больше болезнями, вызванными вирусами герпеса, хламидий, микоплазмы.
Проблемы со здоровьем возникают у детишек и из-за того, что мало гуляют на свежем воздухе, мало двигаются.
- Горок, где можно кататься на попе, сегодня нет, - говорит она. - Все сидят у компьютеров! У нас в поликлинике, в первые годы моей работы, был бассейн, в котором бесплатно плавали детки. Сейчас бассейны только частные.
Прививки от БЦЖ и от пневмококка делают сегодня большинству детей. По мнению доктора, возможно, это тоже защищает их от коронавирусной инфекции.
Но некоторые родители отказываются делать прививки.
- Раньше без прививок не брали в детский сад, сейчас берут, - сожалеет Татьяна Анатольевна. - Непривитые дети болеют очень сильно, к примеру, коклюшем. Есть и угроза жизни. Были случаи, когда родители, после того, как ребенок стал задыхаться и попал в реанимацию, прибегали и приводили других детей на прививки.
- У вас бывали ситуации, когда надо было срочно ставить диагноз и принимать решение?
- Однажды срочно отправила ребенка с гнойным аппендицитом в больницу, вспоминает доктор. - Был случай, когда мальчик покрылся характерной для менингита сыпью. Диагноз подтвердился потом. Надо было изолировать его в отдельный бокс, потому что эта инфекция очень заразна.
Еще раз во время дежурства определила у ребенка непроходимость кишечника. Редко сталкиваешься с таким, но в нужный момент механизм срабатывает, и сразу понимаешь, что за болезнь и как действовать.
Помню, девочка упала, и на теле остались характерные следы. Отправила их с мамой к специалисту с подозрением на лейкоз. Болезнь подтвердилась. Сделали удачно операцию по пересадке костного мозга от младшей сестренки. Девочка выздоровела. Сейчас она сама уже мама…
Детей, по словам Татьяны Анатольевны, рождается много. Многие рожают по второму, третьему ребенку. Есть на участке молодые мамы, сестры-погодки. У одной четыре мальчика, у второй – четыре девочки.
- У меня сейчас пошло третье поколение детей, - отмечает доктор. - Уже знаешь их родителей, бабушек и дедушек, и со всеми есть контакт. Молодые мамы говорят: вы работайте до моих внуков – пока они не вырастут!
Татьяна Анатольевна умеет найти подход к каждому ребенку. Детишки узнают ее даже в медицинской маске.
- Иногда волнуешься за тяжело заболевшего ребенка, не один раз за день сходишь посмотреть на его самочувствие, - признается она. - Нет такого, чтобы пришла домой и ни за кого не переживала.
Многие мамы говорят: ребенок только с вами не плачет. В чем секрет? Надо внимание уделить, ласковое слово вовремя сказать. Если с прыжка, прямо с порога начинать ребенка слушать, то он, конечно, испугается.
Люди мне доверяют. Многие переезжают с участка, но говорят: мы к вам все равно будем ходить! И это доверие дает силы работать.
Читайте также: Инфекционист Ольга Потапова: «Мы уже сталкивались с коронавирусом»