17 мая 2020 в 10:40

Чем жили после Победы владимирские фронтовики

Фронтовик и председатель облисполкома Тихон Сушков с семьей в 60-е годы
Когда во Владимирскую область стали массово возвращаться демобилизованные красноармейцы, остро встала проблема их трудоустройства. Одновременно требовалась поддержка семьям нетрудоспособных инвалидов войны и родным погибших.

Фронтовики возвращались в полуголодный регион, где до 1947 года хлеб выдавали по карточкам. Даже в деревне. За «излишнюю» выдачу хлеба на трудодни председателей колхозов отправляли в тюрьму 1,5-2 года. Одежды и обуви было вообще не достать. Но власти призывали принимать возвращавшихся с фронта достойно. Например, как писала газета «Призыв» в августе 1945 года, воинов тепло встретили в колхозе имени Сталина Клязьмо-Городецкого сельсовета Ковровского района. С торжественным вечером в правлении колхоза, бесплатным отпуском продуктов, а некоторым отремонтировали дома. «Отдохнув несколько дней, бывшие фронтовики пришли в правление просить работу. Просьба их была удовлетворена. Тов. В.Коротков стал бригадиром, В.Петров - конюхом, Г.Белов — пахарем».

Удалось вернуться на прежнее место работнику артели «Красный строитель» из Владимира Василию Матюшину. На войне он форсировал Днепр и Днестр, участвовал в штурме Берлина, а после демобилизации стал в родной артели начальником заготовительного цеха. Уже в начале 1946-го артель стала выполнять больше мирных заказов: выпускать урны для избирательных участков, мягкие кресла и полумягкие стулья.

Но так устраивались не все. Многие были готовы ради рабочей карточки на продукты на временные работы. Например, на лесоповал. Как свидетельствует справка из фондов Госархива Владимирской области, которая до недавнего времени была засекречена, к декабрю 1945 года в область прибыли около 37 тысяч демобилизованных. Найти работу на промышленных предприятиях из них смогли более 10 тысяч человек, в сельском хозяйстве - около 15 тысяч человек. К середине декабря 1945 года работы не имели олее 13 тысяч демобилизованных.

Забота об инвалидах

Особая категория - инвалиды войны. Первые из них появились еще в 1942-м. Однако пенсии в 350 рублей им никак не хватало на нормальное питание при стоимости хлеба в 60-70 рублей. Хорошо, если покалеченный на фронте воин еще мог работать...

Например, Иван Федорович Кулаков добровольцем ушел на фронт и стал авиаштурманом. В боях под Ленинградом, когда его самолет изрешетило осколками, а пилот погиб, тяжело раненый Кулаков дотянул на подбитой машине до аэродрома. Потом был комиссован, пришел домой, опираясь на суковатую палку, и был избран председателем Собинского горсовета.

Фронтовик Иван Ельфимов получил инвалидность после тяжелого ранения еще при обороне Москвы. А дома, в родном колхозе «Искра» Петушинского района сельчане избрали его председателем артели.

Работали инвалиды войны и в руководстве Владимирского областного суда. Например, у зампреда Михаила Мосалева не было обеих ног. Его коллега Николай Колосов на фронте лишился ноги и получил серьезные проблемы с глазом. Начиная с 50-х председателем областного суда долго работал Михаил Наумов, который после тяжелого ранения на фронте потерял левую руку. К началу апреля 1946 года во Владимирской области удалось устроить на работу 45995 демобилизованных воинов и 20304 инвалида войны.

Шефство над обездоленными

В дополнение к скромным пенсиям в регионе тогда стала «раскручиваться» программа помощи инвалидам и семьям, потерявшим отцов на войне, - за счет шефской помощи заводов и колхозов. Подключились и тимуровцы. О лучшем опыте писала пресса. При этом даже из кратких сообщений видно, как тяжело приходилось семьям победителей: «Муром. Инвалида Отечественной войны тов. Ковалева положили в больницу. Дома осталась больная жена с семерыми детьми. О тяжелом положении семьи узнали тимуровцы 17 средней школы. Они решили помочь семье тов. Ковалева. Девочки ухаживали за детьми, убирали в квартире, а ребята выбрали оставшийся в поле картофель, привезли его и ссыпали в хранилище. Горком комсомола вручил почетные грамоты тимуровцам за помощь семье фронтовика» (2 ноября 1945 года); «Вязники. По городу регулярно оказывается помощь семьям военнослужащих. Только в последнее время 1339 семей воинов Красной Армии получили свыше 28 тыс. рублей, 340 пар разной обуви, 693 метра мануфактуры. Отремонтировано 33 квартиры. Свыше тысячи взрослых и детей прикреплены к столовым города» (13 ноября 1945 года).

Кстати, в 1945 году из-за отсутствия обуви и теплой одежды школу во Владимирской области не могли ходить 3,8 тысячи детей.

Коллективы предприятий Владимира - «Автоприбора», Тракторного завода, стройуправления № 5, железнодорожного депо на собраниях голосовали за отчисление однодневного заработка на покупку обуви и одежды детям-сиротам. Делились вещами: кто валенками и бельем, а кто брался обуть нескольких сирот за свой счет. Вот такими непростыми были первые месяцы после возвращения фронтовиков в родную область.

В послевоенные годы встретить вчерашних фронтовиков можно было на самых разных должностях

В руководстве: младший лейтенант Тихон Сушков в боях на Синявинских высотах, израненный, восстановил важную линию связи. С искалеченной рукой остался служить при фронтовом госпитале.

После войны благодаря родным жены (спасшей его медсестры) приехал во Владимирскую область, где окончил годичную партшколу и учительский институт. В 1947 году начал работать на руководящих должностях в Небыловском, Суздальском и Юрьев-Польском районах. Позже он стал самым известным и деятельным председателем облисполкома.

На производстве: в мае 1946 года во Владимир приехал артиллерист Павел Маштаков.

(Читайте также: Герои-владимирцы одним танком остановили роту врага)

Окончил энергомеханический техникум, работал на ПО «Техника», где коллеги долго не подозревали, что Маштаков - Герой Советского Союза, участник Парада Победы. «А чего было хвастаться-то, - говаривал Павел Семенович. - Таких, как я, были миллионы...»

У мольберта: Кроме Владимира Юкина и Кима Бритова, фронтовиками были владимирские художники Евгений Золотов, Николай Виноградов, Наполеон Шерышев и другие. Юкин и Бритов основали Владимирскую школу живописи.

Юкин и Бритов

В вузе: Николай Корольков в 1943 году после учебы в танковом полку во Владимире стрелком-радистом отправился на фронт. Воевал в Польше и Пруссии. В одной из атак его танк раздавил вражескую батарею. Корольков был тяжело ранен, осколок снаряда прошел под сердцем, застрял в легком и остался там навсегда. В 1947 году Николай Корольков вернулся в Муром и заново сел за парту в 9-м классе школы рабочей молодежи. В дальнейшем стал доктором исторических наук, профессором, ректором Владимирского педагогического института.

В спорте: Николай Жуков на фронте командовал ротой, войну закончил в Берлине. В мирное время - участник Спартакиады Вооруженных Сил СССР, судья по мотоспорту, директор стадиона «Торпедо» во Владимире. Боевой летчик-ас Николай Котов за подвиги был награжден тремя орденами, а после войны работал в оборонных и спортивных организациях, 5 лет возглавлял спортобщество «Спартак». Заслуженный тренер РСФСР. Капитан 3-го ранга гвардейского полка 5-й минноторпедной авиадивизии ВВС Северного флота Виктор Сорокин прошел всю войну. В мирное время участвовал в Спартакиаде народов СССР, мастер спорта, 18 лет работал завкафедрой физвоспитания Владимирского политехнического института.

Читайте также: Через владимирские госпитали в войну прошли четверть миллиона раненых

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
5 минут назад Автолюбитель из Собинки лишился «Нивы-Шевроле» после повторной поездки пьяным
Пресс-служба прокуратуры Владимирской области сообщает о последствиях "пьяной езды" для одного из наших земляков. Мужчина 3 августа 2024 года был остановлен в городе Лакинске госавтоинспекторами.
48 минут назад РЖД приступает к ремонту переезда возле поворота на микрорайон Энергетик
Владимирская дистанция пути информирует о начале ремонтных работ на федеральной трассе М-7 в районе Энергетика. В связи с этим автолюбителям, которые будут передвигаться в ночное время, стоит запастись терпением.