Открыл дискуссию начальник управления по охране окружающей среды администрации города Владимира Сергей Сухопаров. Он охарактеризовал обстановку с отходами во Владимире в целом как стабильную. Главный эколог города напомнил, что в областном центре возродили раздельный сбор мусора. Это 950 «сеток» на площадках ТКО, которые сортирует ООО «УНР». Скоро в городе появится еще около 500-600 специальных контейнеров. Кроме того, 8 сентября 2021 года на улице Егорова открылся пункт приема вторсырья, быстро «подоспел» и второй – в Коммунаре. Подобные решения будут развивать.
Еще одним достижением Сухопаров считает организацию приема непригодных автомобильных шин на улице Добросельской, 230. Туда могут сдать старые покрышки местные организации, за что их освободят от оплаты утилизационного и экологического сборов. Отработанные покрышки на утилизацию принимают бесплатно. По мере накопления шины перевозят на переработку в Подмосковье.
В государственных постановлениях говорится, что утилизация не означает захоронение и сжигание, это вторичное использование материалов. Напомним, реформа отрасли обращения с отходами стартовала в России с 1 января 2019 года. Основные показатели реформы были изначально определены паспортом нацпроекта «Экология». Например, на переработку к 2024 году должны отправлять 36% бытового мусора, а на сортировку — 60%. Поставленные в 2020 году новые цели задают еще более высокую планку к 2030 году. Планируется отправлять на сортировку 100% бытовых отходов и в два раза снизить объем захоронения на полигонах.
На круглом столе обсудили проблему утилизации отходов первого класса опасности. По словам Сухопарова, в двухтысячные годы во Владимире тонны ртутных ламп копились в школах и детсадах, а предприятия не знали, куда это все девать. Поэтому просто выбрасывали на свалки или в «далеком» месте. Местные экоактивисты занимались вылавливанием ламп в пойме Клязьмы и Михайловском овраге. С 2009 года опасными отходами озаботилась компания «Инжиниринг», с ней заключили договоры управляющие компании.
Теперь правила игры изменились – в сторону прозрачности системы. На изменения в федеральном законодательстве обратила внимание директор ООО «Инжиниринг» Наталья Воеводина: «В структуре «Росатома» был создан федеральный экологический оператор. До 1 марта 2022 года заключались договоры с компаниями, которые имели лицензию на транспортировку и обработку опасных отходов первого и второго класса. Теперь мы уже не можем заключать прямые договоры». Согласно нововведениям в начале весны все предприятия должны подать заявку в ФЭО на сотрудничество – разовое или рамочное. Экооператор в свою очередь заключает контракт с профильными организациями в формате тендера. Срок рассмотрения заявки – четыре дня, исполнения – не более двух месяцев. Тарифы по всей стране едины, варьируются в зависимости от класса отходов.
А что делать местным жителям (физлицам), которые тоже приносили в «Инжиниринг» опасные отходы? Теперь компания не имеет права принимать отходы такого класса. Правительство РФ возложило обязанность организовать места накопления опасного мусора на управляющие компании. Однако, как показывает опыт, во дворах нет специальных баков для отходов такого типа, и люди выкидывают старые ртутные градусники вместе с обычным мусором.
Во Владимирской области под вопросом остается тема утилизации электронного лома. «Проблема – найти потребителя на вторсырье. Большой процент отходов – более 80 – пластик. В результате мы нашли партнеров из Московской области. То же самое – с отходами стеклянного боя. Хотя есть технологии (с использованием осколков стекла), например, в производстве дорожного покрытия или строительных отраслях», – уточнила Воеводина.
Говоря о сортировке опасных отходов, нельзя не упомянуть батарейки. Куда девать непригодные элементы питания, рассказал Константин Сулимко, директор ГБУ «Экология региона».
Два года назад стартовала масштабная школьная акция. Сейчас в ней участвует порядка 60 школ в регионе. Организаторы установили в учебных корпусах контейнеры с разъяснениями, что туда класть. Собрали около 2,5 тонны отходов. В одной из школ за раз собрали 150 кг батареек! Присоединиться школе к осознанной утилизации просто: нужно подать заявку в компанию и в помещении установят спецконтейнер. Раз в полгода его содержимое вывозят и передают на обработку. Пока что в стране функционирует всего два завода по переработке батареек – в Челябинске и Ярославле (туда везут владимирские). Уже на предприятиях батарейки сортируют по видам, дробят, затем с помощью сепарации и магнитов разделяют на полезные металлы для промышленности. В дальнейшем акцию расширят, но не территориями, а желающими школами. Киржач, Суздаль, Ковров, Муром и Владимир – активные участники.
Основатель проекта по ресайклингу одежды во Владимире Ольга Шигаева предложила организовать подобные пункты сбора в школах, только – для текстиля. По ее словам, сейчас во Владимире установлено всего 13 спецконтейнеров, причем один такой стоит около 50 тысяч рублей. Интересный ответ прозвучал от Сергея Сухопарова: «Обратилась турецкая компания, которая хотела поставить на территории Владимира 500 контейнеров для сбора текстиля. Не представляю, куда деть столько контейнеров». К слову, корреспонденты “ВВ” побывали в одном из центров сбор и сортировка б/у одежды во Владимире. Подробнее – можно почитать здесь.
– Медицинские отходы практически выведены из порядка контроля, переведены в эфемерную плоскость. Подвальные помещения никак не обезврежены. Утилизация – сложная, – напомнила еще об одной проблемной теме Панфилова, директор важного игрока на поле сортировки мусора ООО «УНР». Ранее «ВВ» побывали на экскурсии по заводу и увидели, на какие фракции разделяют мусор. Директор организации Виктория Панфилова подчеркнула, что сортировочный комплекс во Владимире – один из первых в РФ. Сейчас почти половина отходов Владимира приезжают на этот завод. При этом для нашего города институт новый, есть исторические места складирования отходов, где не предусмотрены места для раздельного сбора. Владимирцы поддержали идею:
«Поставили сетки рядом с контейнерными площадками. Ожидали 20-30% заполнения, а оказалось около 50%», – отметила Панфилова. Например, работники «УНР» находят в контейнерах тетрапарез, на который пока что нет переработчика. Горожане еще недостаточно осведомлены, что нужно бросать в такие сетки.
Экологическим воспитанием во Владимире собираются заняться специалисты ООО «Биотехнологии». Генеральный директор компании Альберт Скворцов резюмировал, что суть нацпроекта «Экология», по которому работает регоператор, – как можно больше перерабатывать ТКО. Однако построить подобные предприятия непросто. Сначала необходимо найти земельный участок, отвечающий всем требованиям. Сложности возникают с тем, что при переводе таких участков необходимы публичные слушания, изменения в генплан и так далее.
Напоследок важная тема для собаководов - их законотворцы в скором времени обяжут убирать за своими питомцами по время прогулок. Хорошая инициатива для чистого облика города. Но есть нюанс. В областной столице не распространены дополнительные урны (с гигиеническими пакетами) для сбора собачьих отходов. Есть огороженный забором участок на улице Луначарского со всеми необходимыми атрибутами и элементами для дрессировки собак, вторая площадка находится в старых садах у ДТЮ. Но опять же – не все могут утром ехать через весь город ради пятиминутной прогулки. Такими урнами необходимо снабдить микрорайоны. Фактически выбрасывать можно в общие баки или просто урны возле домов (которые тоже не во всех нужных местах установлены). Согласно федеральному классификатору собачьи экскременты относятся к IV классу, то есть малоопасные отходы с низкой степенью негативного воздействия на окружающую среду. Время восстановления после ущерба не менее 3 лет. Впрочем, наверняка неприятный запах из придомовой урны точно не порадует прохожих. А в общем баке все будет смешиваться с ТБО, что затруднит сортировку и последующую переработку. Однако это не значит, что можно легко снять с себя ответственность этой отговоркой. Многие владимирцы аргументируют: нужно организовать нормальные условия для выполнения требования (а не условные возможности) и уже за их игнорирование – наказывать рублем. Пока этого не случится, собаководы и дальше будут апеллировать к отсутствию урн. Собачьи экскременты могут содержать вирусы и бактерии. Вдобавок такие отходы совсем не полезны для почвы, а наоборот – отравляют ее трупными токсинами и препятствуют активному росту травы. Все же проблема – в недостаточной мотивации или низкой культуре выгула собак в стране, и как вытекающее – низкая культура потребления и обращения с отходами, и главное – уровень ответственности.
Попробуйте эксперимент: никому не отдавать свой мусор или по-простому – какое-то время перестать его производить. Например, все, что можно, сдавать на переработку и не покупать товары, которые не перерабатываются. Научитесь давать вещам второй шанс и откажитесь от полиэтиленовых пакетов. Да, возможно, вы бросите эту затею из-за низкой ее эффективности. Но в любом случае после этого вы станете осознанным потребителем и будете бережливо относиться к природе.