История владимирского акушерства
Акушерство – самая древняя медицинская специальность. Еще не умели лечить болезни, но роды уже принимали. А мать «отца медицины» Гиппократа Фанарета была акушеркой.
На Руси акушерок звали повитухами, роды принимали в т. н. повивальных избах. По сути, это были бани, универсальные стерилизаторы - уже в те времена понимали необходимость чистоты и стерильности. Повитухи не имели дипломов и сертификатов, но передавали свои навыки и умения из поколения в поколение, создавая династии (и ничего страшного - о кумовстве и конфликте интересов в те времена даже не догадывались).
А вот первыми дипломированными акушерами были мужчины - этот труд требует большой физической выносливости и силы. Женщины в акушерство массово пришли только в советские времена.
История владимирского акушерства начинается с упоминания, что владимирский губернатор 11 декабря 1884 года уведомил губернскую управу о частых случаях подкидывания младенцев в частные дома или оставление их на произвол судьбы в глухих местах города. Он просил создать родовспомогательные отделения с приютами для подкидышей при земских и губернской больницах. Губернская управа согласилось. Родильные приюты были рассчитаны на случаи неблагополучия: для бедных или рожающих вне брака пациенток и существовали как благотворительные учреждения. В одном дореволюционном издании говорится: «Учреждение родильных домов привело к значительному сокращению детоубийств и преступного изгнания плода».
Первый владимирский родильный приют (на 10 коек) размещался на улице Спасской д. 1. Его строительство завершилось в 1903 году на собранные с купцов благотворительные средства. Первым директором был врач П. Ф. Богданов. Он убеждал население, что помощь в акушерстве должна быть профессиональной. На первом этаже здания сразу же открылась школа для обучения акушерского персонала. Подготовка шла год. Выдавалось свидетельство на звание повивальной бабки II разряда. Для I разряда требовалось иметь курс 4-х классов женской гимназии и 2 года обучения.
Те, кто учился бесплатно, должны были первыe три года отработать в сельской местности Владимирской губернии и ежегодно предоставлять отчеты о своей работе в местное попечительство детских приютов. Часть специалистов обучалась на платной основе. По ходатайству губернатора, родильный приют был принят в ведомство учреждений императрицы Марии. Вензель императрицы Марии Федоровны до сих пор сохранился на фасаде здания и свидетельствует об императорском покровительстве. Он указывает, что приют является структурной единицей официального благотворительного учреждения дореволюционной России.
В 1911 году в приюте родилось 530 детей. К 1927 году уездно-городской родильный приют вырос до 30 коек. В его структуре появилась женская консультация. Позднее в здании располагался детский дом. Сейчас тут детсад № 81 «Теремок».
Перинатальный центр: трудное рождение
Старожилы помнят роддом № 1 на Б. Нижегородской, 65. Здание построено в 1868 году как губернская женская богодельня. С 1927 года в нем и был открыт роддом №1 (просуществовал до 2007 года). Здание было приспособлено под роддом с палатами по 12-16 человек. Лифт отсутствовал, и на второй этаж в послеродовые палаты мам на носилках переносили санитары.
Во время моего ночного дежурства в 1980 году произошла крупная авария канализации. Подвал залили фекалии, и медперсонал по колено в этой грязной воде вытаскивал белье и детские пеленки, спасая их от затопления. На какое-то время роддом переехал в детский сад в Добром, а затем вернулся в здание патологии, где сейчас расположен Фрунзенский суд.
На улице Константино-Еленинской роддом стали строить именно тогда, когда прорвалась канализация. Это был долгострой. Средств бюджета не хватало. В 1996 году мы с коллегами приехали осмотреть стройку. Здание стояло заброшенное, из арматур росли метровые березки. Надежды на завершение строительства роддома не было. Но все же здание было достроено на средства местных бюджетов с федеральной поддержкой. Его сдали в 2007 году. Для медицинской общественности это был прорыв и большое достижение. Акушеры всей области возлагали на новый роддом большие надежды.
В 2010-2013 годах, шла программа модернизации здравоохранения. По ней в нашу область направлены 4,8 миллиарда рублей. По решению правительства страны 25 процентов от общей суммы направлялись на объекты материнства и детства. Но деньги в АВО поделили тайно, кулуарно.
В результате служба материнства и детства не получила ожидаемых средств на ремонт и оснащение. Прогресса от программы модернизации в акушерстве не было. Зато с 2012 года пышным цветом расцвела сеть клиник «Бэби-Бум» семейства вице-губернатора, курировавшего эту программу.
Были закрыты 73 акушерские койки в семи роддомах. Ценные кадры акушеров уехали в другие регионы или ушли из специальности.
С 2012 года страна перешла на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения: 22 недели беременности и 500 граммов веса. Родов стало больше, нагрузка возросла — и это на сократившееся число специалистов. В это время в стране на 34 миллиарда рублей построили 26 типовых современных перинатальных центров для помощи новорожденным именно с экстремально низкой массой тела. Но Владимирская область в этот проект не вошла.
Надо было искать компромиссы, приспосабливаться к требованиям времени и, как в далеком 1927 году, приспособить нетиповое здание-долгострой под перинатальный центр. Приказ № 572н. от 01.11.2012 г. (зарегистрирован в Минюсте 2.04.2013 г.) «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» регламентирует разделение родовспомогательных учреждений на уровни в связи с функциональными возможностями: I группа (не обеспечено круглосуточное дежурство врача акушера-гинеколога), II группа (имеет в своем составе палаты интенсивной терапии для женщин и новорожденных), III А группа (она дополнительно имеет второй этап выхаживания, дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи) и III Б группа (акушерские стационары федеральных медицинских организаций).
До 2015 года из федерального Ивановского перинатального центра выезжали специалисты для оказания помощи. Это также имело определенные трудности, связанные с отдаленностью. Поэтому роддом стали совершенствовать, создавать второй этап выхаживания и менять его функционал на помощь маловесным недоношенным младенцам. Это дало хороший результат, улучшило показатели родовспоможения.
В акушерстве формируются показатели, по которым сравнивают развитие медицины стран: рождаемость, перинатальная и младенческая смертность, материнская летальность. Не обращать внимания на акушерскую службу нельзя. И после 2013 года акушеры области почувствовали внимание к своей профессии. Акушеры женских консультаций были включены в списки специалистов, получающих доплату «за участковость». Появились тарифы на генетические и ультразвуковые скрининги, и для беременных женщин эти исследования стали бесплатными. Внедрена система вакцинации беременных с Rh-отрицательной кровью для профилактики резус-конфликта. Была определена четкая маршрутизация пациенток, их прикрепление к ведущим роддомам. Заработала система медицинской эвакуации при преждевременных родах из районов области в ОПЦ. Все это значительно улучшило показатели службы родовспоможения. На оснащение роддомов пошли средства, пришли врачи. В ДЗ АВО был образован отдел помощи матери и ребенку.
Роддом №1 с 2015 года был переименован во Владимирский областной перинатальный центр» (III группа А). Только в 2018 году на оснащение ОПЦ из бюджета области выделено 50 миллионов рублей. Такая же сумма - в планах на 2019 год.
Акушеры обижены
Жизнь любого оперирующего врача полна драматизма. Бывают и неудачи, неблагоприятные исходы. Великий акушер-гинеколог Виргейм говорил: «Если операция не всегда продлевает жизнь больного, то всегда укорачивает жизнь хирурга». Гибель новорожденного ребенка или матери – всегда трагедия. Но большое горе молчит. Наши акушеры продолжали трудиться и улучшать результаты, несмотря на травлю, устроенную Плаксиным с группой его финансовой поддержки (думаю из тех же средств программы модернизации здравоохранения, когда-то не дошедших до перинатального центра) - и в этом весь цинизм.
Число прокурорских проверок по инициативе Плаксина абсурдно огромно. Такое впечатление, что владимирские акушеры – позор страны!
Обидно, что политики разного уровня сделали нас разменной монетой, на критике и нападках построили предвыборную борьбу. Так депутат Госдумы от ЛДПР Свинцов с высокой трибуны в сентябре 2018 года на всю страну заявил, что владимирское акушерство в «чудовищном состоянии», что там мрут или матери, или дети, или те и другие. Очень несправедливо и обидно!
Акушерской службе Владимирской области есть чем гордиться - впервые за всю историю области у нас нет материнской смертности. Исторически низка и младенческая смертность. Но вот уже и новый парламент области, отменивший комитет по здравоохранению, в лице депутата Шевченко обратился в прокуратуру. И опять проверки перинатального центра: так ли он зовется, соответствует ли он утвержденным министерством приказам?.. При утверждении бюджета прозвучало, что не надо направлять средства на строительство роддома (перинатального центра) в Ковров - нашим депутатам от КПРФ неизвестно, что роддом в Коврове нетиповой и ветхий, что в год там проходит около тысячи родов, что привязан к нему не только Ковровский район, но и Камешковский, Вязниковский, Гороховецкий - а это 350 тысяч населения! В далеком 1900 году с врачами советовались, а в 2018 году игнорируют профессиональное мнение!
Роддом №2 во Владимире принимает каждые третьи роды области с отличным результатом. Но он не включен в бюджетный план ремонта и оснащения оборудованием аж до 2021 года.
Уважаемые депутаты могут назвать учреждение родовспоможения перинатальным центром, как встарь - акушерским приютом или повивальным домом, но не замечать, что качество родовспоможения улучшается, что достигаются результаты мирового уровня, они не имеют права! Тем более, что владимирские акушеры работают, отвечая за две жизни - матери и ребенка, в учреждениях стратегического значения. Ведь основная задача государства, демография, начинается с рождаемости. Так что не критиковать надо, не угрожать, не травить проверками - а помогать.
Счетная палата РФ провела проверку эффективности перинатальных центров страны, построенных в период действия программы «Модернизация здравоохранения». Из 26 ПЦ девять сработали неэффективно, но Владимирского ПЦ в этом списке нет. Да, у нас нетиповой ОПЦ, но эффективность его работы высока. И дело не в названии, а в том, что за каждой цифрой, за каждым показателем стоит труд людей: врачей, акушерок, медсестер, младшего медицинского персонала.
Читайте также: Здесь человек рождается!