По сути ответственность за состояние этого участка земли, который находится как бы внутри города, должна нести администрация Владимира.
Замначальника ГУ МЧС по Владимирской области Юрий Арбузов на прямой вопрос «ВВ»: «За пойму ответит мэрия?» - ответил так:
- Сейчас принадлежность этого участка земли устанавливается. Требуется запросить информацию у Росреестра, чтобы была конкретика. Потому что администрация могла эти территории сдавать в аренду.
«ВВ» при подготовке этого материала пытались уточнить в управлении Росреестра принадлежность пострадавшего от огня участка, но пока безуспешно.
Между тем больше всего палов по состоянию на понедельник зарегистрировано во Владимире (62), Александровском (27) и Собинском (21) районах. Вне населенных пунктов самые палоопасные территории пока — это Вязниковский и Муромский районы (по 19 палов), а также Суздальский (15).
В лес не ходить, костров не разводить
Установленный губернатором 19 апреля особый противопожарный режим означает запрет ходить в лес и разводить открытый огонь на землях всех категорий — в том числе даже на собственных приусадебных и дачных участках, поясняет Иван Петухов, директор департамента лесного хозяйства АВО. Сверхмерой это уже точно не выглядит, учитывая недавнюю трагедию в Киржачском районе, где московская дачница погибла при сжигании мусора и сухостоя на даче.
Всем службам и органам местного самоуправления в связи с особым режимом велено усилить профилактику среди населения и не миндальничать с выявленными поджигателями травы: штрафовать по полной программе. Например, МЧС имеет право делать это по статье 20.4 КоАП РФ («Нарушение требований пожарной безопасности»): 2-4 тысячи для граждан в условиях особого режима, 15-30 тысяч для должностных лиц, 30-40 тысяч для ИП и 200-400 тысяч для юрлиц.
Также «право на штрафы» есть у департамента лесного хозяйства (за нарушения правил нахождения в лесу при особом режиме - от 4 до 5 тысяч гражданам, от 20 до 40 тысяч должностным лицам, от 300 до 500 тысяч для юрлиц), у ОМСУ, у Государственной инспекции административно-технического надзора.
А если установят виновника возгорания с ущербом лесному фонду, объектам экономики, жилым строениям, то с этого виновника еще и взыщут всю сумму ущерба, предупреждает спикер. И пусть эти виновники не питают иллюзий, что они неуловимы — в Коврове на днях одного уже поймали. По другим эпизодам ведут дознание — благо в отдельных случаях есть свидетели, запомнившие номера уезжавших от палов автомобилей... Граждане в этом году вообще активно сигнализируют о палах.
В свою очередь Россельхознадзор, Росприроднадзор, Росреестр по статье КоАП «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» готовы штрафовать собственников участков, не выполняющих требования по защите земель от негативного воздействия (на 20-50 тысяч граждан, 50-100 тысяч должностных лиц, 400-700 тысяч юридических).
На палы владимирские огнеборцы сейчас выезжают практически каждый день, хотя номинально их забота — тушение возгораний жилых домов и других пожаров, угрожающих жизни и здоровью людей, но никак не травы. Тушение вне границ населенных пунктов — полномочия ОМСУ, сказала «ВВ» Екатерина Мищенко, начальник пресс-службы ГУ МЧС по Владимирской области. У них должны быть для этого «силы и средства». Но МЧС все равно выезжает даже на палы, особенно если те фиксируются близко к постройкам. Проблема в том, что «традиционные» пожары и выезды на ДТП с МЧС тоже никто не снимает, а число караулов в ведомстве не бесконечно.
Юрий Арбузов призывает сограждан вести себя предельно аккуратно — помимо конкретного экологического ущерба и затрат на тушение палов от необдуманных действий идет прямая угроза населенным пунктам. В теплую погоду любой окурок может привести к катастрофе. А конкретно во Владимирской области 177 деревень и поселков и 68 садовых товариществ расположены в непосредственной близости от лесов.
Кто заплатит за тушение пожаров на землях Минобороны
В лесах Владимирской области с начала пожароопасного сезона зарегистрировано 12 пожаров на 6,5 га. В среднем по полгектара, хотя в основном пока удается «гасить» возгорания в зачатке. Чаще всего они приходят в леса с сельхозземель — с тех самых палов. А, например, воскресное возгорание в Гусевском лесничестве началось у кладбища. «Люди убрались на могилках, мусор сложили и подожгли. В итоге возник низовой пожар, который быстро распространился на полтора гектара», - пояснил Иван Петухов. С 18 апреля департамент ведет ежедневный авиамониторинг обстановки в лесах — в одном из полетов, кстати, директор департамента поучаствовал лично вместе с вице-губернатором Александром Трутневым.
Региональная группировка по тушению пожаров в лесах в целом насчитывает 1066 человек, из них 554 с 212 единицами техники - у ГАУ «Владлесхоз». Плюс «силы и средства сторонних организаций» - арендаторы, энергетики, газовики и т. д. Но они следят за своей территорией. В том числе сотрудники нацпарка «Мещера» и двух военных лесничеств — Костеревского и Гороховецкого. Вот с ними есть проблемы.
У одного военного лесничества в границах Владимирской области 22 тыс. га, у второго — 46 тыс. га. А собственный «штат огнеборцев» на оба объекта - чуть больше 40 человек. Мало! - особенно в пожароопасный сезон. Поэтому, например, в прошлом году тушить пожары в Костеревском военном лесничестве пришлось нашему ГАУ «Владлесхоз», иначе огонь пошел бы на земли лесного фонда региона и на деревни в Петушинском районе. Чистый убыток (затраты) одного только ГАУ только в этом случае составили 1,3 млн рублей, компенсировать которые никто не собирается. Минобороны категорически отказывается заключать соответствующие соглашения (и Арбузов это подтвердил)...
Впрочем, не исключено, что «лед тронулся» после того, как Владимир Сипягин на совете при полпреде в ЦФО и коллегии МЧС в Туле 12 апреля озвучил проблему затрат региона на тушение пожаров на землях федеральной собственности. Полпред Игорь Щёголев обещал подключиться к ее решению. Петухов говорит, что «коллеги из ФГАУ «Оборонлес» пообещали усилить свою группировку, хотя пока активных действий с их стороны не видно».
- Моя задача — снять риски на тех территориях, - говорит директор департамента. - Поэтому мы тушим и будем тушить эти пожары даже без соглашений, если есть угроза распространения огня на наши земли. Но мы рассчитываем на цивилизованный путь решения проблемы.
Читайте также: Гринпис добился возбуждения уголовного дела по факту сокрытия реальной площади лесных пожаров во Владимирской области