В изложении Алексея Косилова суть проблемы - в непрозрачности рынка пригородных пассажирских перевозок во Владимирской области. Отсюда и возникшие противоречия, в том числе и конфликт вокруг новых тарифов на услуги автовокзала.
Сейчас вокзал берет с перевозчиков процент от проданных билетов. Но маршруты все разные. На некоторые рейсы большинство пассажиров садится на вокзале, и такие перевозчики платят больше. На другие рейсы - люди садятся вне вокзала. Услуга в этом случае обойдется дешевле. Иногда в разы. В отсутствии онлайн-касс на пригородных маршрутах точный пассажиропоток и себестоимость перевозок по конкретному маршруту известны только перевозчикам. У департамента, видимо,есть основания полагать, что в ряде случаев выручка занижается. А потому введение повышенного, но единого для всех перевозчиков тарифа на услуги вокзала, не так критично для пассажирских компаний, как они это пытаются представить.
Подробнее - Владимирский автовокзал вводит новый порядок работы с перевозчиками
И все же администрация Владимирской области пошла навстречу перевозчикам.
- По поручению губернатора была проведена работа по уточнению стоимости услуг автовокзала за заезд автобусов, тарифы были скорректированы - уменьшены на 20 процентов. Эти тарифы экономически обоснованы, - доказывал Косилов.
Но и это еще не окончательное решение. Впереди - согласительное совещание с перевозчиками. Для убыточных социально значимых маршрутов могут быть приняты понижающие коэффициенты. Правда, для этого департаменту транспорта нужны проверяемые финансовые документы, а не эмоциональные заявления предпринимателей-транспортников.
Алексей Косилов. Фото Леонида Новикова
- Одинаковая услуга, оказанная в одинаковом объеме, и стоить должна одинаково для всех. Чтобы все перевозчики были в равных конкурентных условиях. У антимонопольного ведомства такая же позиция, аргументировал директор департамента транспорта. - То же самое изложено и в законопроекте федерального закона, прошедшем первое чтение в ГД. То есть это скоро будет узаконено на федеральном уровне.
И наверное это принципиально правильный подход. Если бы не одно "но". Даже два.
Во-первых, из-за фактического отсутствия онлайн-касс на межмуниципальных маршрутах сложно оценить себестоимость пассажирских перевозок и реальную нагрузку на транспортные компании в виде нового тарифа владимирского вокзала. По закону автобусы уже должны быть оснащены онлайн-кассами, но до июля действует мораторий на штрафы за их отсутствие, чем и пользуются перевозчики. А во-вторых, автобусники утверждали свои тарифы без учета новых расценок ГУП "Владимирский автовокзал".
- 75 процентов перевозчиков работают еще на регулируемых тарифах. В мае 2019 года мы защищали тарифы и подавали их на 2020 год. На сегодняшний день нам подняли тариф с 2,78 рублей за километр до 2,86 рублей. На 3 процента. Если мое предприятие закладывало в октябре-ноябре в тариф 800 тысяч за услуги вокзала, то по новым правилам мне насчитали 2,7 млн рублей. Если сейчас снизят на 20 процентов, то получится 2,3 млн, а заложено 0,8 млн. Сами понимаете, что это неприемлемо для экономики предприятия. Мы не против новых условий автовокзала. Я сам всегда был за фиксированную оплату этой услуги, но тариф должен расти так же как и наши тарифы - на 2-3 процента на инфляцию, - считает гендиректор "Альянс-Авто плюс" Владимир Князев.
-Был регулируемый тариф, в котором повышение стоимости билетов закладывались только на уровень общей инфляции, - вторит коллеге директор МУП "Автотранспортные перевозки ЗАТО город Радужный" Владимир Лушин. - При том, что солярка, например, выросла в цене на 50 процентов. Не предусматривались средства на обновление автопарка. Нас просили поработать на этом тарифе, потому что денег ни у кого нет. Мы вошли в положение, рассчитывали, что и нас поймут. И вдруг стоимость услуг автовокзала возрастает в 3 раза, а с нас требуют обновление автопарка. А на какие средства при регулируемом тарифе мы бы смогли резко обновить автопарк? При тарифе 110 рублей на маршруте Владимир-Радужный уже можно было менять по одному автобусу в год.
Перевозчиков настораживают и условия участия в новых конкурсах на получение 5-летнего свидетельства на право обслуживать тот или иной маршрут. В этих условиях, кстати, уже прописано наличие онлайн-касс. Указан там и класс автобусов, которые должны обслуживать маршрут.
Странно, но этот пункт тоже вызвал опасения у перевозчиков.
Предприятие, которым руководит Владимир Лушин, не имеет машин среднего класса - только большие автобусы. Лушин считает, что отсутствие у его предприятия автобусов средней вместимости может стать формальным поводом для отказа. По духу законодательства и по здравому смыслу, чем лучше условия предлагает перевозчик, тем выше у него шансы на победу в конкурсе. Если муниципальное предприятие из Радужного захочет возить граждан большими автобусами по приемлемому тарифу, то проигрыш на конкурсе предприятию, предложившему худшие для пассажиров условия, будет выглядеть подозрительно. Разве не так?
Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства говорил на пресс-конференции о том же.
- В реестре маршрута Владимир-Радужный прописаны 4 автобуса среднего и 4 большого класса. Такие критерии вызваны желанием уменьшить себестоимость перевозок. Потому что возить в часы снижения пассажиропотока воздух - невыгодно. Можно улучшить характеристики обслуживания пассажиров, но без резкого увеличения тарифа. А у нас есть письмо из Радужного, где предложен тариф 4, 18 рублей за километр. А было по расчетам департамента 2,78. То есть билет стоил 86 рублей, а умножив 4,18 на 30 км, получаем 140 рублей. Дело только в этом, - объяснил Косилов, заметив, что никаких препятствий для подачи заявок на конкурс нет ни для кого, но рассматривать заявки будут по комплексу критериев. В том числе по себестоимости перевозок.
Сам же перевозчик утверждает, что новый тариф будет не выше 110 рублей.
Тут явно обеим сторонам не хватает взаимопонимания и определенности в правилах, по которым будет жить рынок перевозок после того, как на смену тем перевозчикам, что сегодня работают вместо ушедшего с маршрутов "БигАвтоТранса" по временным договорам (по такому договору можно работать сроком до 180 дней), придут те, кто выиграет конкурс.
Ну и еще один раздражающий некоторых перевозчиков фактор - якобы активная включенность в процесс фирм, аффилированных друг с другом через общих родственников. Это позволяет другим участникам рынка строить теории глобального заговора по захвату отрасли. А это снижает степень доверия между участниками рынка пассажирских перевозок в регионе.
Читайте также: Концепцию развития пассажирского транспорта обсудят с общественностью
Читайте также: «Владимирпассажиртранс» придумал способ не возвращать деньги за неоказанную услугу
Читайте также: Ответственным за строительство ФАПов чиновникам пригрозили увольнением