11 апреля 2020 в 16:25

Владимирские предприятия выпускали необычную продукцию для фронта

Главный лозунг тружеников тыла времен Великой Отечественной войны - «Все для фронта! Все для Победы!» - забыть невозможно. Владимирский регион вносил свой вклад в обеспечение наших войск, иногда выпуская небывалую для себя продукцию.

Крепка броня владимирская

Самыми внушительными поставками на фронт из Владимирского края стали бронепоезда. Причем, рабочие железнодорожных мастерских Коврова, Мурома и Владимира изготовили их по своей инициативе и сверх плана.

В Коврове, конечно, задавал тон завод имени Киркижа, ныне - имени Дегтярева. Его построили еще в первую мировую как пулеметный завод. Поэтому не удивительно, что он в годы ВОВ стал основным предприятием страны по производству автоматического оружия для фронта: ручных и танковых пулеметов, противотанковых ружей, авиационных пушек и т.д.

Но также по максимуму хотели быть полезными коллективы завода №2 Наркомата вооружения, Ковровского машиностроительного завода Наркомата путей сообщения (как назывался тогда будущий экскаваторный завод). Они были загружены военными заказами. Например, будущий экскаваторный за годы войны выпустил 10 тысяч комплектов колес для танков Т-34, 25 тысяч корпусов для реактивных снарядов («Катюша»), 40 тысяч корпусов для авиабомб, 2,5 миллиона корпусов мин, 166 шеститонных паровых кранов на железнодорожном ходу и прочее.

Когда решили соорудить бронепоезд, выяснилось, что нет главного – брони. Максимум, что раздобыли, - стальной лист толщиной 20 мм. Тонковато! Но проявили креатив: сварили два таких тонких листа, а в 10-сантиметровый зазор между ними засыпали металлическую стружку и залили бетоном. И вот в декабре 1941 года бронепоезд «Ковровский большевик» торжественно отправился в армию. Правда, по данным краеведов, его не приняли на вооружение: слабоват оказался паровоз ОВ, который ласково называли «Овечкой». Зато броневагоны очень пригодились при организации противовоздушной обороны Москвы. А за оружием для «Ковровского большевика» его создателям далеко ходить не пришлось: бронепоезд ощетинился ковровскими же танковыми и крупнокалиберными пулеметами, авиационными пушками ШВАК. Все это, кстати, оружейники произвели сверх плана.

Тем временем в Муроме, где тоже сложились крепкие железнодорожные традиции, были свои умельцы, взявшиеся за бронепоезд. Несмотря на нехватку специалистов и отсутствие чертежей, он у них получился на славу: броню закалили настоящую, да еще проверили на прочность, чтобы выдерживала попадание снаряда. А вооружили тяжелыми орудиями и - впервые в истории строительства бронепоездов! – реактивными установками «Катюша»! Уже на фронте эту бронепоездную артиллерию дополнили зенитными пушками.

Краеведы пишут, что военные планировали назвать эту муромскую крепость на рельсах «За Родину!». Но муромляне придумали и даже написали на борту бронепоезда свое название - «Илья Муромец», пририсовав богатыря, наносящего удар мечом. Воевал бронепоезд с 1942 года до 1945-й. Самым знаменитым поединком «Ильи Муромца» стала его дуэль с элитным нацистским бронепоездом «Адольф Гитлер» в 1944 году. «Илья» превратил «Адольфа» в металлический хлам!

Бани и «Феликс»

Еще в марте 1942 года рабочие Муромского стрелочного завода узнали, что в одном из боев «Илья Муромец» лишился своих бытовых вагонов. Тогда по своей инициативе рабочие построили в подарок для экипажа бронепоезда… поезд-баню. Это были 10 спецвагонов с дезинфекционными «жарилками». Говорят, на остановках в «поезде-бане» могли помыться и бойцы других подразделений, и местные жители.

Не забудем, что при этом муромские заводы для фронта планомерно выпускали авиационную фанеру, корпуса легких танков, башни для Т-34, снаряды и мины, детали к реактивным снарядам, пленку для понтонов и многое другое.

Рабочие депо станции Владимир тоже в 1942 году решились соорудить для фронта бронепоезд. Потребовалось много сверхпланового труда и смекалки. Так появился 25-й отдельный бронепоезд дивизии войск НКВД «Феликс Дзержинский». «Броня» у владимирского железного «Феликса», как и у «Ковровского большевика», была сборная - из двух стальных листов с бетонно-стружечной прослойкой между ними. Вооружение - тяжелые корабельные пушки и 12 пулеметов. Бронепоезд из Владимира успешно воевал на Смоленщине, в Белоруссии, Польше, да еще «усмирял» сразу после войны украинских националистов.

Так что «самодельные» бронепоезда – это было мощно и круто даже на фоне массы другой военной продукции. Недаром им давали имена собственные. Как кораблям на флоте.

Читайте также: Уроженец Владимира в 17 лет оказался на Курской дуге

Гороховецкий флот

Кстати, о флоте. Все металлические десантные боты, построенные в СССР в 1942-1945 годах, были выпущены у нас, на Гороховецком судостроительном заводе! А были еще такие мотоботы и в деревянном исполнении.

В Гороховце разработали десантный катер вместимостью 60 человек. Уже летом 1942 года первые такие катера были доставлены вниз по Волге в Астрахань. Следующие 20 катеров специально для противовоздушной обороны, имевшие каждый по 37-миллиметровой пушке и пулемету ДШК, вошли в состав Волжской военной флотилии. Туда же, на Волгу, весной 1943 года отправилась гороховецкая плавбатарея. Ее сконструировали из двух мотоботов, соединенных поперечной площадкой. На ней стояло грозное морское орудие с броневым щитом. Уже осенью 1943 года плавбатарея перебралась с Волги на Днепр и пригодилась в боях там.

И еще необычная помощь флоту: в Мезиновке Гусь-Хрустального района тогда создали фабрику по производству торфоизоляционных плит — их использовали для теплоизоляции подводных лодок.

Кофе «Кола» из Покрова

Небывалую дотоле продукцию пришлось выпускать в войну Покровскому пищекомбинату. Ему доверили выпуск кофе «Кола» - напитка-энергетика для летчиков, часовых, партизан (к партизанам тогда часто относили и наши отряды разведчиков, диверсантов в тылу врага).

Как установили покровские следопыты, в Покров на комбинат кофе поступал в зёрнах, упакованный в мешки весом по 90 кг (перетаскивали их работницы сами). А вот как делали состав для энергетического напитка: орех кола присылали из Америки, в Покрове на комбинате его мололи и добавляли в натуральный кофе.

Работницы комбината подолгу не могли заснуть, мучились от бессонницы – так действовал даже аромат бодрящего ореха, с которым приходилось работать… Зато скольких воинов этот кофе с колой взбодрил назло врагу!

Читайте также: Уроженец Владимира создавал двигатели для лучших советских самолетов

Солдатские медальоны

Владимирский химический завод в войну нарастил выпуск спиртовых смол для авиационной промышленности, поставлял кабельный пластикат для изоляции проводов в военной технике. А из асбопеколита (пластмассы, которую делали из смеси измельченного асбеста с каменноугольным песком и инфузорной землей) на химзаводе производили диафрагменную бумагу для теплоизоляции в танках.

Еще одна мелкая по размеру, но такая важная по содержанию продукция досталась владимирским химикам – солдатские индивидуальные медальоны. Те самые пластиковые пенальчики для пергаментных вкладышей, на которых указывали основные данные о солдате: как звали, откуда призван, адрес семьи и т. д. Такие медальоны еще называли «смертными». Их выпускали с марта 1941 года и выдавали солдатам до конца 1942 года. Сегодня найти такой медальон на поле сражения, а тем более разобрать, что было написано на вкладыше, – мечта любого поисковика.

С мыслями о мире

Не забывали во время войны и о мирной продукции. Например, в январе 1944 года на Владимирском химзаводе началось производство дамских туфель из пластмассы – босоножек и сандалет. Впрочем, и мужские сандалеты начали осваивать. Но не хватало колодок и дерева для каблуков, были проблемы с разработкой моделей обуви. Однако - старались, делали.

А в Гусь-Хрустальном на стеклозаводе имени Дзержинского, где выпускали триплекс для самолетов и автомобилей, в декабре 1942 года был создан цех по изготовлению из отходов целлулоида портсигарных коробочек для солдат и… игрушек для малышей.

С планами на мир строился в то время тракторный завод во Владимире. Кстати, 75 лет назад, 24 апреля 1945 года, была введена в строй его первая очередь. К тому моменту ВТЗ уже выпустил первые 500 тракторов для сельского хозяйства.

Читайте также: Владимирские генералы в годы Великой Отечественной войны

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:37 В регионе зарегистрированы единичные случаи заражения энтеровирусной инфекцией
Управление Роспотребнадзора по Владимирской области опровергает информацию федеральных СМИ о резком росте заболеваемости энтеровирусной инфекцией, в том числе вирусом Коксаки в детских образовательных учреждениях региона…
сегодня в 16:49 На митинге в Суздале у мавзолея Пожарского говорили о силе народного единства
В День народного единства в Суздале, в Спасо-Евфимиевом монастыре, у часовни-мавзолея в честь князя Дмитрия Пожарского прошел митинг, посвященный праздничному дню и памяти о героях народного ополчения 1612 года. Главной…