14 февраля 2018 в 11:28

Госзакупки: шопинг особого назначения

Эффективность использования бюджетных денег – одна из любимых тем в нашем медиапространстве. Это неудивительно: на госзаказ в РФ тратятся триллионы рублей — и что есть, то есть: присутствуют и неэффективное использование, и воровство, и откаты, и недобросовестная конкуренция. Скептики в принципе не верят, что траты бюджета могут обходиться без так называемых «откатов» и злоупотреблений. Да и Минфин в 2017 году фиксировал резкий рост неконкурентных (у единственного поставщика) госзакупок, хотя электронные аукционы остаются самым распространенным способом покупки товаров и услуг для государственных нужд (до 57% от общего объема контрактов).

Прозрачные миллиарды Владимира

Владимир в национальном рейтинге прозрачности закупок - в числе лидеров. Как это удается?

Ежегодные объемы муниципального заказа в областном центре вытягивают примерно на 40% его годового бюджета (до 3,2 млрд рублей за 2017 год). 597 млн из них «отработал» малый бизнес. В результате 638 аукционов, 67 конкурсов и 208 запросов котировок за 12 месяцев город сэкономил на муниципальном заказе 63,8 млн рублей. Это т.н. «бюджетная эффективность».

Закупками во Владимирской мэрии централизованно занимается управление муниципального заказа. А в принципе, что лучше – централизованные закупки для бюджетных учреждений через уполномоченный орган либо их самостоятельность? Руководитель управления Олег Зяблов говорит, что законодательство позволяет и то и другое. Но даже самостоятельные закупки муниципальных организаций мэрия контролирует.

Другое дело, что закупки у единственного поставщика ограничены суммами до 100 тысяч рублей. А если речь об учреждении социальной сферы - до 400 тысяч. Зяблов считает централизацию предпочтительнее. Во-первых, мощнее антикоррупционный фильтр: помимо управления мунзаказа, в мэрии есть еще и управление по экономической безопасности и борьбе с коррупцией. Оно на этот счет тоже бдит.

Во-вторых, в управлении Зяблова работают специально обученные люди. Это исключает «косяки» при организации закупок. В бюджетных же учреждениях таких специалистов, как правило, нет.

В-третьих, закупки у единственного поставщика экономию дают крайне редко.

- Например, детсаду надо закупить стульчики. У него на это есть 80 тысяч. Он идет к производителю и заключает с ним контракт на поставку этих стульев по максимальной цене. Теоретически он может договориться о скидке, но, как правило, этого не происходит в отсутствие у поставщика прямого конкурента, - объясняет эксперт.

По мнению Зяблова, ситуацию могут исправить региональные электронные рынки - по типу площадки «Владимир-Агро» региональной ТПП. Идея сейчас распространяется по России. На последнем форуме «Муниципальные закупки» в Москве звучала очередная инициатива создания единых информационных систем в регионах, где на витринах больших электронных рынков будут собраны все товары, работы и услуги, производимые на конкретных территориях.

Операция «избавиться от фроловых»

«ВВ» спросили Зяблова, много ли лазеек у поставщиков для сговора.

Оказалось, нет. Прежде всего, УФАС не дремлет. Да и как бы ни ругали 44-ФЗ, он практически свел на нет возможности сговора.

- Когда действовал 94-ФЗ, аукционы проводились не в электронном, а в натуральном виде: с аукционистом, молотком, табличками с номерами и личным присутствием, - рассказывает эксперт. - До того, как начинался аукцион, потенциальные поставщики знали, какие будут лоты, они договаривались, кто и когда поднимает свою табличку, чтобы, не мешая друг другу и не сбивая цены, взять себе по контракту. С электронными аукционами такое проделать сложно. В них участвуют претенденты со всей России, и нет информации, кто именно претендует на лот. Все участники - под номерами.

Идея закупок на аукционах и конкурсах изначально преследовала цель привести на этот рынок максимальное число игроков. Дескать, с конкуренцией исполнители заказов будут снижать цены, биться за качество. На деле не всегда так. Главное уязвимое место действующего закона о госзакупках – приоритет низкой цены. Директора бюджетных учреждений не раз говорили «ВВ», что им приходится изощряться, прописывая конкурсные условия так, чтобы некомпетентные компании не могли к ним приблизиться.

- Мне один такой претендент заявил - он «пройдет пескоструем по стене храма ХII века». Меня чуть инфаркт не хватил, - рассказывала нам одна из музейных директоров.

Увы, не у всех есть компетенции грамотно прописывать техзадание. И на государственные и муниципальные заказы часто претендуют компании, которые берут лишь демпингом, но не готовы отвечать за качество. История с бизнесменом Фроловым (и его пулом фирм), портившим нервы руководителям бюджетных учреждений поставками неподобающего качества продуктов и внесенным в реестр недобросовестных поставщиков, еще свежа у всех в памяти. (Материалы на эту тему https://vedom.ru/news/2017/05/10/25327-istochnik, https://vedom.ru/news/2017/06/21/25844-est-kontrakt, https://vedom.ru/news/2017/11/15/27349-zaderzhan-nedobrosovestnyj-postavschik-frolov, https://vedom.ru/news/2017/11/17/27374-frolova-na-2-mesyaca-posadili.)

Фирмы, связанные с этим предпринимателем, до сих пор участвуют в закупках через ООО «ТД «ВКЗ». Но уже реже. А вот, например, в Собинском районе от «фирм Фролова» избавились еще в 2017 году контрактами с единственными местными поставщиками в пределах разрешенных лимитов. Глава райадминистрации Разов тогда признавал, что забот директорам социалки это добавило, но зато спред вместо масла в детсады здесь больше не возят. Более того, он договорился с некоторыми о поставках продуктов в детсады и школы по себестоимости в ходе подготовки по «избавлению от Фролова».

Авансов не даем, роскошь не покупаем

Часть демпингующих фирм (часто - из дальних регионов страны) и не планирует работать, объясняет эксперт. Они еще при подготовке к аукциону обзванивают местные предприятия, способные исполнить заказ, и предлагают им субподряд за три четверти цены. А четверть суммы – демпингистам. Отличный навар за ничегонеделание!

Зяблов привел недавний пример: фирма из другого региона заявилась на оказание охранных услуг, не имея здесь ни оборудования, ни требуемой по техзаданию команды быстрого реагирования.

Обычно, если не удается найти реального исполнителя на субподряд, такие «участники» отказываются от контракта. Но это потеря времени заказчика. Еще хуже, если поставщик все же возьмется поставить то, что не может. Тут надо оформлять возврат и разрывать контракт. Эксперт говорит, что такими «шлаковыми» оказываются около 7-8 контрактов на сотню.

Есть еще вариант наживы для недобросовестного поставщика - аванс. Нерадивый исполнитель несколько месяцев прокручивает деньги с нулевым процентом. Потом их возвращает - но заказчик-то теряет время. Впрочем, Зяблов говорит, что во Владимире этот «финт ушами» невозможен: город в принципе не платит авансы:

- Те, кто с нами работает, отлично знают, что бюджетными деньгами мы не разбрасываемся. Оплата поступает только после исполнения и приемки заказа, в течение месяца. А глава администрации Шохин постоянно напоминает руководителям структурных подразделений, главным распорядителям бюджетных средств о неукоснительном соблюдении экономии бюджета при закупках...

- Почему наши фирмы, которым предлагают субподряд, не заявляются на конкурсы сами? - спросили мы.

- По разным причинам, - ответил Зяблов. - У одних нет опыта. Другие не верят в успех. Но чаще у них либо нет специалиста, способного подготовить конкурсную документацию, либо они просто пропустили извещение о конкурсе. На сайте закупок океан информации, и, чтобы не пропустить ничего, в фирме нужен человек, который будет заниматься исключительно отслеживанием новых извещений. А это для многих роскошь.

В аукционах для закупок во Владимире участвуют поставщики со всей России. В управлении муниципального заказа этим фактом довольны. Как же «Покупай владимирское?» - не удержались мы.

- 44-ФЗ подразумевает участие любого поставщика, независимо от формы собственности и места его нахождения, - говорит Зяблов. – Но скоропортящиеся продукты питания у нас, как правило, поставляют местные производители: участвуют в торгах и побеждают. А вот если закупать соль или строительный песок, нет разницы, откуда их привезут, если бюджету экономия. В целом пул поставщиков во Владимире на 70 процентов состоит из производителей Владимирской области.

Что касается закупок шика и роскоши, Зяблов говорит, что за последние несколько лет даже таких заявок от бюджетных учреждений не поступало. Все прагматично и аскетично. Потому, дескать, город и в лидерах по прозрачности.

КСТАТИ

С 2018 года вступает в силу ряд новаций в 44-ФЗ. Подробнее.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
час назад Двух детей в Кольчугино вытащил из пруда осужденный из исправительного центра
Пресс-служба Управления ФСИН по Владимирской области раскрыла личность мужчины, который накануне спас двух детей, провалившихся в полынью одного из прудов в городе Кольчугино. Им оказался осужденный, отбывающий наказание…
сегодня в 16:37 Владимирская область улучшила свои позиции в итоговом рейтинге регионов
«Российское информационное агентство (РИА) Новости» в конце года составило уже традиционный сводный рейтинг регионов РФ. Владимирская область в 2024 году почти что вошла в тридцатку лучших регионов России.